Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Функция литературы — превращать события в идеи.
Д. Сантаяна

Социальный лифт школьного образования

/ Просмотров: 973
Социальный лифт школьного образования

(почти по Дж. Оруэллу)

У Вас в детстве была мечта?

Настоящая, нерациональная ... какой и положено быть детской мечте.

... Прочитав роман Герберта Уэлса "Человек - невидимка" мы с другом - товарищем, усевшись на дворовой скамейке, обсуждали способы реализации вновь открывающихся возможностей.

То, что запомнилось, сводилось к двум моментам:

  • набрать в соседнем продмаге полный кулек конфет (шоколадных!);
  • проникнуть в соседний "Кинотеатр им. А.С.Пушкина" и посмотреть-таки фильм, идущий в прокате под грифом "Детям до 16 ..!". (Кажется, показывали "Фанфан - тюльпан": по слухам, там демонстрировалось излишне глубокое декольте главной героини, причем вид сверху, что и влекло мальчишек необыкновенно).

  • Боюсь, если бы не

  • внешняя дисциплина со стороны родителей,
  • образовательный рефрейминг не разрушенной тогда еще школы и
  • общественный контекст, пропитанный социальными идеями: фантасмагорическими и также привлекательными, но более возвышенными, чем наши подростковые мечты ...
  • ... боюсь, что наше мышление так и не выросло бы из рамок тех детских стремлений.

    "Мечтать не вредно - вредно не мечтать!
    А жить лишь будней серостью убогой"
    (?)

    ... Если бы мы тогда не научились мечтать (пусть даже и о "всякой ерунде"), то лет через 30, вероятно, обнаружили бы себя на той же скамейке, но уже не с мечтами, а с пол-литрой лекарства, избавляющего от мечтательности навсегда.

    И как здорово, что тогда мы не прочитали «Скотный двор» Джорджа Оруэлла ...

    Мечты об образовании

    "Все животные равны.
    Но некоторые более равны, чем другие"
    Джордж Оруэлл «Скотный двор»

    Загадка, достойная ответа

    Теории приходят из будущего и уходят в прошлое, а жизнь происходит сейчас.

    (Научные теории периодически опровергаются: это в их природе, иначе они теряют статус научных).

    Поэтому, если отвлечься от научных гипотез, вроде генетического детерминизма или внегеномного наследования, то обнаружатся два наблюдаемых факта:

  • все люди примерно одинаковые.
  • судьбы разных людей отличаются как Небо от Земля.

  • Деревенские дети, школьное образование и социальный лифт

    Буквально пару недель назад, сидя на скамейке (уже другой, которую сколотил мой сын прямо напротив нашего домика в деревне) я рассматривал парочку местных малышей и думал. "Замечательные ребята, действительно милые создания. Из каждого можно "вылепить" практически что угодно".

    Но... зная контекст русской глубинки, зная их родителей, я совершенно ясно понимал, какая судьба их ждет ... При том, что в деревне есть школа, а в соседнем городе несколько ВУЗов, тренд их жизни предопределен и вероятность выбраться из колеи - величина отрицательная.

    (В математике так не бывает, но Жизнь - это не математика) ...


    ПОЧЕМУ?

    Страшная сила образования

    "Им никогда не жилось ни лучше, ни хуже
    — голод, непосильный труд и обманутые ожидания,
    таков, говорил он, нерушимый закон жизни"
    «Скотный двор»

    Если "на входе" мы примерно одинаковые, то должен же существовать метод, нивелирующий ту гигантскую разницу, которую мы видим "на выходе"?.

    Школьное образование, кажется, предназначено именно для улучшения жизни, развития способностей: а зачем еще оно нужно?!

    "Живем впроголодь, работаем от зари до темна,
    а раз так, должен же где-то существовать
    лучший мир - это было бы только справедливо"
    «Скотный двор»

    Фактически школьное образование создает "продукт", жизнь которого подчиняется какому-то очень странному закону распределения. Это становится особенно очевидно, если мы наблюдаем его динамику во времени.

    Однако полностью ли случаен процесс?..

    Социальный лифт школьного образования

    Социальный лифт

    “Работа по просвещению и организации
    всех остальных, естественно, легла на
    свиней, чьи выдающиеся умственные способности
    были единодушно признаны всеми”
    «Скотный двор»

    Школьное образование в нынешней редакции, как следует из ФЗ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. и комментариев многочисленной армии государственных мужей, призвано обеспечить равные права всем детям, независимо от социального положения, места проживания и статуса родителей.

    Или даже "Еще более равные".

    (Жены мужей занимаются бизнесом, причем весьма успешно, поэтому о государстве вынуждены заботиться мужчины, что ясно свидетельствует о неравенстве полов)shut eye.

    Другими словами, если верить чиновникам, школа служит социальным лифтом, облегчающим и ускоряющим перемещение людей из более низкого и плохого социального положения в более высокое и хорошее.

    А зачем еще нужно образование!?

    "Животные не совсем поняли, что означает это слово,
    но Визгун говорил так убедительно и трое собак,
    сопровождавших его, рычали так угрожающе, что
    его объяснения были приняты без дальнейших вопросов"
    "Скотный двор"

    Сможем ли мы поставить эксперимент, подтверждающий или опровергающий это утверждение?

    Оставаясь на строго научных позициях - нет. Рефлексивные системы с трудом поддаются экспериментальным исследованиям.

    Однако мы можем взглянуть на школьное образование с позиций здравого смысла и, обратившись к статистике, кое-что увидеть.

    Параметры социального лифта

    "Но помните, товарищи, ваша решимость
    должна оставаться непоколебимой.
    Пусть никакие доводы не собьют вас с пути."
    «Скотный двор»
  • 2/3 выпускников школ не умеют грамотно читать,
  • большинство не понимает элементарную математику,
  • на одного школьника приходится 2,5 хронических заболевания.
  • 80% школьников имеют психические отклонения ...
  • Вверх - это вниз (векторный анализ)

    "Эта статистика ничего не доказывает excaim", - слышу я возражения государственных мужей. "Без школьного образования было бы еще хуже".

    Как человек, желающий оставаться на научных позициях, я вынужден согласиться и потому решил собрать статистику иного рода ...

  • В России из 10 неблагополучных школьников 12 после окончания школы сохраняют свой статус .
  • Во Франции из 10 неблагополучных после окончания школы подтверждают свой статус только 6-7 человек.
  • "Им не с чем было сравнивать
    сегодняшнюю жизнь, кроме столбцов цифр,
    которые зачитывал Стукач, а они неизменно
    доказывали: жить стало лучше"
    «Скотный двор»

    Это некая усредненная оценка, собранная из разных источников. Математической точности тут ожидать не приходится: слишком тонкий предмет оценивания. Однако сравнительная динамика "Улучшения" - налицо.

    Вдумайтесь в эти цифры поглубже: тут нет никаких опечаток, я Вам не журналист и не филолог ...

    Эти цифры говорят не о том, что во Франции школьное образование лучше, а о том, что в России - хуже.

    При чем тут способности?

    Социальный лифт как видится он чиновникам от образования

    "Стукач ... зачитывал им столбцы цифр,
    доказывавшие, что производство всех видов кормов
    возросло когда на двести, когда на триста,
    а когда и на пятьсот процентов.
    Причин не доверять Стукачу они не видели ...
    Хотя бывали дни, когда они предпочли бы,
    чтобы их кормили не цифрами,
    а чем-то более существенным"
    "Скотный двор"

    Простой вопрос:

    И как эта статистика учитывается большинством родителей при обучении собственных детей?

    Простой ответ:

    никак

    Почему?

    Потому, что они не развили орган, отвечающий за такую деятельность.

    А почему они его не развили?

    Потому, что школа этим никогда не занималась.

    И их родители также этим не занимались.

    Потому, что школа не занималась этим во времена их родителей.

    И родители их родителей также не занимались "этим".

    Тогда при чем тут способности, гены и пр.?



    Ладно, это все просто горькая ирония.confused

    Все, кроме статистики, которая объективна.

    Однако, есть и те, кто "этим занимается". Ведь и на "Скотном дворе" встречаются те, кто "Зачитывает столбцы цифр", доказывает, "Что жить стало лучше" и "Занимается просвещением и организацией остальных" ...

    Другой подход к образованию также существует и существовал всегда. Просто не надо быть ...

    “Он настанет, он настанет,
    мир великой чистоты,
    и людей совсем не станет —
    будут только лишь скоты.”
    "Скотный двор"
    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.