В ожидании третьего закона Архимеда – Буторова …
«Я понял, в чём ваша беда, Господа.
Вы слишком серьёзны.
Умное лицо — это ещё не признак ума.
Все глупости на земле делаются именно
С этим выражением лица.
Улыбайтесь, Господа, улыбайтесь, улыбайтесь…»
(Тот самый Мюнхаузен)
Детские уроки велосипедной езды
«Кривое не может сделаться прямым …»
(Еккл.,1.15)
Пробовали Вы когда-нибудь проехать на велосипеде строго по прямой линии? Я сегодня проехал. По дорожке парка, размеченной добрыми московскими строителями. Целых пять метров.
Почему так мало? Возможно, потому, что прямая линия – это 100% абстракция. Абсолют, к которому можно стремиться, но достигнуть который невозможно. А я ехал, как уже докладывал, по реальной дорожке парка. Измайловского.
Движение на этом странном агрегате под названием «велосипед» возможно лишь благодаря регулярному вихлянию из стороны в сторону. В поисках баланса. Мы едем относительно прямо только потому, что с абсолютной необходимостью отклоняемся из стороны в сторону. То в одну, то в другую. Обнаруживая эти отклонения и исправляя их.
Фактически, чтобы двигаться в выбранном направлении, мы вынуждены отклоняться от него! Какая странная диалектика! И какое это, в сущности, несерьезное занятие… Но мы не задумываемся об «ошибках» движения, мы просто едем на велике. Иногда с ветерком. И чаще всего – с удовольствием!
Серьезный человек
Из историко-семантического словаря Ожегова:
«Серьезный: вдумчивый и строгий, не легкомысленный».
Серьезные люди по жизни очень напряжены, Они не легки. (Возможно поэтому, они редко катаются на велосипедах). Они не могут позволить себе ошибаться. Они постоянно думают. Они думают о тои, что другие о них думают. Они не могут позволить себе сказать что-то, о чем другие будут думать. Они не могут позволить себе открыть Законы Архимеда – Буторова.
(Кстати, небезызвестные Законы Паркинсона то же выглядят шуточными…)
Серьезные люди, когда фотографируются, всегда «делают лицо», они боятся «показаться» … я все время удивляюсь: кем или чем? Самими собой?!
Много Вы встречали людей, «делающих» в моменты счастья серьезное лицо?! Что-то есть в этом противоестественное …
…Кстати: сразу за словом «серьезный», в Словаре следует слово «серятина». А предшествует слово «серый». Случайно, наверное …
«Человек рожден для счастья, как птица для полета»
И он стремиться к знанию, я полагаю, чтобы «воспарить» на его крыльях!
Если знание – это хорошо, если это сила, если это то, к чему мы стремимся — то почему оно должно быть серьезным, скучным?! Если цель школьного обучения — получить это самое «серьезное лицо» (вместе с аттестатом) то не в этом ли одна из причин столь массового отторжения? Может, напутали чего методисты?
Студенческая мудрость гласит: «Лучше иметь красную рожу и синий диплом, чем синюю рожу и красный диплом». Мне удалось получить обе (рожу и бумажку, сложенную вдвое) — красного цвета. Возможно, потому, что с «серьезностью» я разобрался еще тогда.
…Серьезный человек склонен следовать Авторитетам. Если что – всегда можно снять с себя ответственность, кивнув в сторону «общеизвестных» истин.
Серьезно – значит безошибочно, шаблонно. Отсюда постоянное напряжение, убивающее жизненную энергию «серьезных» людей. И отсюда понятное отторжение «серьезности» со стороны людей живых, играющих с Жизнью. Серьезный человек – это «механический человек». Не творческий.
«Творческий порыв» менее всего ассоциируется с натужностью и серьезностью. Он легок. Меня учили, что настоящее счастье человек обретает творя. Оказалось – ошибочное представление.
Но, все-таки — успешные люди любят шутить ….
Без права на ошибку
Такое ощущение, что Эйнштейн показывает язык всем серьезным ученым – неудачникам. Может быть, даже, некоторым преподавателям. Знаете, его ведь не взяли в аспирантуру. Пришлось поработать патентным поверенным. Наверное, был недостаточно серьезен.
Позже Эйнштейн так отозвался об ошибках: «Человек, который никогда не ошибался, никогда не пробовал сделать что-нибудь новое» .
…В современном школьном образовании «безошибочность» органично вживлена в его организм. Смысловые синонимы слова «правильно» присутствуют, как запах, повсюду.
Ну, запретили в первом классе ставить оценки. Действительно — здорово! Но российское образование — на то и «российское», чтобы впитать всю природную изобретательность русского народа. Оценок, действительно, не ставят. Ставят разноцветные штампики.
В завершении, еще одна мысль Эйнштейна по теме. Мысль, которая, кроме бесспорной оригинальности, имеет еще и смысл. Серьезный и глубокий.
«Образование — это то, что остается после того, когда забываешь все, чему учили в школе».