Виктор Франкл, пройдя через ужасы фашистских застенков, осознал: человеку, для выживания в условиях, резко отличающихся от рутинных, жизненно необходимо понимание смысла его, человека, существования.
Я полагаю, что ученику современной школы, для выживания в постоянной меняющейся реальности, также необходимо постижение смыслов явлений, происходящих в школьном образовании.
Поначалу, естественно, это обязанность его родителей. Конечно, если они готовы обременять себя такой интеллектуально — эмоциональной ношей. Ведь в детстве мы не склонны озадачиваться "думами о".
Будучи детьми, мы просто живем, играючи впитывая окружающую нас реальность ;в виде образов. Как мишка из мультфильма, норовивший "Съесть все! Даже Солнце! ;В результате же он объелся сосульками и сильно заболел.
Здесь и кроется адская ловушка школьного образования. Рассчитывая «съесть Солнце», мы частенько тащим в рот какую-то гадость.
Однако, здесь же находится и выход из тупика.
В поисках смысла Жизни
… В математике, даже школьной, есть такой метод доказательства: ad absurdum. То, что трудно понять в обычных условиях, становится почти очевидным при сведении к одной из крайностей.
Вы только подумайте: в концлагере, целью организаторов которого было уничтожение людей, выживали:
-
Не самые сильные
-
Не самые умные
-
Не самые образованные
-
Не самые выносливые
Выживали те, кто находил смысл в Жизни, за пределами окружающего ужаса.
(Мой дядя, брат отца, в 1942- 45 также побывал в одном из таких лагерей «труда и отдыха». Интересно, что в его рассказах о том времени, не сквозили ни ненависть, ни обида. Скорее, ощущался какой-то скрытый юмор, даже доброта, что ли … Странно мне писать это — но ощущения возникали именно такие).
Вы все-таки подумайте об этом.
Ощутите.
Выживали не те люди, которые зубами, кулаками и мозгами стремились к этому. Совсем иные.
Как сказал однажды Дон Хуан Матус своему ученику Карлосу: «Чтобы человек понял, что ему есть для чего жить, у него должно быть то, за что стоит умереть». Кажется, несколько преувеличенно для обычной жизни? Но ведь и жизни бывают разные. Бывают, как у Виктора Франкла. А бывают как у той девицы на фото, которая засовывает в рот всякую дрянь …
В поисках бессмыслицы школьного образования
Цель образования это знание не факта, а смыслов.
(Уильям Р. Инге)
… Умные профессионалы посчитали: каждый год информационный поток чуть ли не удваивается. Поэтому они наполняют школьную программу все большим и большим количеством информации. Логично, конечно …
С моей точки зрения «дурак» — это человек, не способный думать, а главное – поступать, осмысленно. Осмысленность означает «действовать в соответствие со смыслом». Смысл же, с моей точки зрения, это ничто иное, как целесообразность. А цель всегда выходит за рамки текущего момента, она всегда куда-то направлена.
Механизм, позволяющий производить оценку реальности и двигаться к цели, называется интеллектом. В противоположность глупости, дурости. Когда эта машинка барахлит – плохи дела, девушки …
(Ныне покойный – в чиновничьей дефиниции – министр образования, сказал как-то, что он высшую математику в школе не учил – и «не дурее других». … Если судить по результатам его «творчества», это пока не доказанный факт).
В погоне за глупостью: охота на дураков
… Мне представляется полезным и даже терапевтичным взглянуть на окружающую жизнь с этой точки зрения. Простой взгляд позволяет многое увидеть.
Поэтому я намерен собрать в этом разделе некую анти-интеллектуальную коллекцию. «Похвалу глупости», как дань великому Эразму Роттердамскому. В противоположность "Поискам смысла", как дань не менее великому Виктору Франклу. И надеюсь, будущая картина не только позабавит, но и привнесет много полезного в наше понимание того, куда двигаться дальше в школьном образовании.
Чтобы через много лет не оказаться там, где мы есть сейчас.