Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.
Джон Дьюи

В поисках смысла школьного образования (почти по В. Франклу)

/ Просмотров: 1046
В поисках смысла школьного образования (почти по В. Франклу)

Виктор Франкл, пройдя через ужасы фашистских застенков, осознал: человеку, для выживания в условиях, резко отличающихся от рутинных, жизненно необходимо понимание смысла его, человека, существования.

Я полагаю, что ученику современной школы, для выживания в постоянной меняющейся реальности, также необходимо постижение смыслов явлений, происходящих в школьном образовании.

Поначалу, естественно, это обязанность его родителей. Конечно, если они готовы обременять себя такой интеллектуально - эмоциональной ношей. Ведь в детстве мы не склонны озадачиваться "думами о".

Будучи детьми, мы просто живем, играючи впитывая окружающую нас реальность ;в виде образов. Как мишка из мультфильма, норовивший "Съесть все! Даже Солнце! ;В результате же он объелся сосульками и сильно заболел.cheese

Школьницы

Мишка и съеденное Солнце

Здесь и кроется адская ловушка школьного образования. Рассчитывая «съесть Солнце», мы частенько тащим в рот какую-то гадость.

Однако, здесь же находится и выход из тупика.

В поисках смысла Жизни


… В математике, даже школьной, есть такой метод доказательства: ad absurdum. То, что трудно понять в обычных условиях, становится почти очевидным при сведении к одной из крайностей.

Вы только подумайте: в концлагере, целью организаторов которого было уничтожение людей, выживали:

  • Не самые сильные

  • Не самые умные

  • Не самые образованные

  • Не самые выносливые

Выживали те, кто находил смысл в Жизни, за пределами окружающего ужаса.

(Мой дядя, брат отца, в 1942- 45 также побывал в одном из таких лагерей «труда и отдыха». Интересно, что в его рассказах о том времени, не сквозили ни ненависть, ни обида. Скорее, ощущался какой-то скрытый юмор, даже доброта, что ли ... Странно мне писать это - но ощущения возникали именно такие).

Вы все-таки подумайте об этом.

Ощутите.

Выживали не те люди, которые зубами, кулаками и мозгами стремились к этому. Совсем иные.

Как сказал однажды Дон Хуан Матус своему ученику Карлосу: «Чтобы человек понял, что ему есть для чего жить, у него должно быть то, за что стоит умереть». Кажется, несколько преувеличенно для обычной жизни? Но ведь и жизни бывают разные. Бывают, как у Виктора Франкла. А бывают как у той девицы на фото, которая засовывает в рот всякую дрянь ...

В поисках бессмыслицы школьного образования


Цель образования это знание не факта, а смыслов.
(Уильям Р. Инге)

… Умные профессионалы посчитали: каждый год информационный поток чуть ли не удваивается. Поэтому они наполняют школьную программу все большим и большим количеством информации. Логично, конечно ...confused

С моей точки зрения «дурак» - это человек, не способный думать, а главное – поступать, осмысленно. Осмысленность означает «действовать в соответствие со смыслом». Смысл же, с моей точки зрения, это ничто иное, как целесообразность. А цель всегда выходит за рамки текущего момента, она всегда куда-то направлена.

Механизм, позволяющий производить оценку реальности и двигаться к цели, называется интеллектом. В противоположность глупости, дурости. Когда эта машинка барахлит – плохи дела, девушки …

(Ныне покойный – в чиновничьей дефиниции – министр образования, сказал как-то, что он высшую математику в школе не учил – и «не дурее других». … Если судить по результатам его «творчества», это пока не доказанный факт)mad.

В погоне за глупостью: охота на дураков

… Мне представляется полезным и даже терапевтичным взглянуть на окружающую жизнь с этой точки зрения. Простой взгляд позволяет многое увидеть.


Поэтому я намерен собрать в этом разделе некую анти-интеллектуальную коллекцию. «Похвалу глупости», как дань великому Эразму Роттердамскому. В противоположность "Поискам смысла", как дань не менее великому Виктору Франклу. И надеюсь, будущая картина не только позабавит, но и привнесет много полезного в наше понимание того, куда двигаться дальше в школьном образовании.

Чтобы через много лет не оказаться там, где мы есть сейчас.

Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.