Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Армейская дисциплина тяжела, но это тяжесть щита, а не ярма.
А. Ривароль

Как выбрать школу: метод Брамса

Как выбрать школу: метод Брамса

Непосредственно перед тем, как испытать лютую ненависть к школьному образованию, большинство родителей тщательно выбирает школу.

И, конечно, попадается в ловушку ложной альтернативы. О которой пора уже написать подробнее.

Но не в этот раз.

В этот раз поговорим о выборе школы.

"Писать музыку не так уж трудно,
труднее всего — зачёркивать лишние ноты"
И.Брамс

Продолжая тему предыдущей статьи замечу, что скептиками были не только величайшие научные умы, но и величайшие представители искусства.

Я также по складу ума - скептик grin.

У большинства это качество ассоциируется с чем-то скучным и негативным. Этакая "базаровщина". Дабы развеять этот миф, расскажу старый советский анекдот.

Мужика спрашивают:

- "Ты в какой ад хочешь: капиталистический или социалистический?"

- "А в чем разница?"

- "В капиталистическом все упорядоченно: работа, отдых. Но каждый вечер, ровно в 21-00 приходит черт и забивает в голову гвоздь".

- "А в социалистическом?"

- "Там весь месяц можно гонять балду, развлекаться. Но 3о числа прибегает запыхавшийся черт и в спешке забивает вам все 30 гвоздей".

Позитивная альтернатива: шило на мыло

Большинство знакомых мне родителей выбирали школу, следуя линейной логике.

Они пытались понять: "Что в этой школе есть такого, особенно - хорошего, чего нет в соседней школе?"

Например,

  • "Высокий уровень математической подготовки", или
  • "Хорошо учат английскому".
  • Что-то в этом роде.

    Главное, на что они смотрят - "Позитивная альтернатива".

    На другую сторону медали они, конечно тоже взглянут пару - тройку раз. Чтобы отметить про себя: "Ну, не без этого ... Но все же в этой школе учат лучше".

    Негативная альтернатива

    Мои мозги устроены иначе.

    И я искренне хочу, чтобы некоторые разумные родители рассмотрели возможность начать думать иным образом.

    Скрытые минусы выбора сводят к минусу нулю все плюсы

    ... За секунду до того, как я начну изучать ходовые качествах лодки я хочу знать: нет ли в ней дыры, которая сведет все "потенциальные преимущества" к (хотел написать "нулю") "минусу"?

    То есть, прежде, чем оценивать "Что лучше", я хочу убедиться, не является ли выбор "Ложной альтернативной"? Не предлагают ли мне выбирать между "Опасно для жизни" и "Другим опасно для жизни".

    ... И, если бы разница была между двумя типами альтернатив была очевидной - я бы не стал писать эту статью. Также, как и если бы эта логика касалась только выбора школы.

    Между Небом и Землей

    Конечно между "Гвоздь каждый день" и "30 гвоздей в конце месяца" разница существует. Но, может быть подумать о том, как избежать некоторых действий, которые вообще привели к необходимости подобного "выбора"? Вместо схоластического "Выяснения степени греха при различных обстоятельствах".

    Возможно, в "Этой школе" (просто предположим) учат математике лучше.

    Учительница перед классом

  • Но что, если в этой школе является обычным делом, орать на детей так, что слышно на другом этаже?
  • И что. если молодая учительница в этой школе, проводя открытый урок, описалась от страха перед комиссией? Прямо стоя перед классом ...
  • (Поверьте, что я бы не стал приводить выдуманные примеры подобного рода).

    Здоровый скепсис

    Здоровый, разумный и эффективный скептицизм состоит в том, что прежде, чем размышлять о возможных "плюсах" выбора стоит подумать о том, какова вероятность вообще дожить до возможной "положительной альтернативы".

    Альтернатива выживания предпочтительнее альтернативы сомнительного улучшения.

    Хотя бы потому, что для получения выгоды необходим живой и психически здоровый выгодоприобретатель cheese.

    Школа ведь ценна не сама по себе.

    И даже математика не имеет самодостаточной ценности.

    И что, если в случае Вашего ребенка (ну. не Вашего, Вы - разумный родитель, если читаете этот сайт grin) реализуется та самая статистика, в которой:

  • только 2% выпускников умеют грамотно читать,
  • имеют более чем по 2 хронических заболевания,
  • две трети детей с пятого класса отказываются учиться?
  • Первая производная скептического подхода

    Если принять во внимание общую статистику "Понимания в школе", то в нашем примере: как Вы (ну. ладно, не именно Вы) оцениваете вероятность того, что именно в этой школе "Учат лучше"?

    По отзывам родителей?

    Но примите во внимание тот факт, что абсолютное большинство рассуждает "Позитивно-альтернативным образом". Проще говоря, они глупы.

    Изучая их мнения также можно оценить истину, однако сделать это куда как труднее. Да и нужно ли?

    И еще одно: используя какой метод Вы (ну - не Вы ...) проинтерполируете "истину", добытую изучением общественного мнения, в будущее?!

    Проще и эффективнее

    Скептический, "Негативно - альтернативный" подход

  • значительно проще в теории и
  • гораздо надежнее и эффективнее на практике.
  • Не попадайтесь в ловушку усложнения.


    ...Когда Иоганнес Брамс уезжал с курорта, где лечился, то на вопрос врача, "Доволен ли он и может ему чего-нибудь не хватает?", великий композитор изрек мысль, доказывающую, что я не просто вырвал цитату из контекста. И что его образ мышления действительно отличался от "общепринятого":

    «Спасибо, все болезни, которые я привез, увожу обратно».

    Комментариев: 2 RSS
    "Из ничего рождается нечто"
    (Лао Цзы). Но в школах этому не учат.

    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.