Перед прочтением статьи настоятельно рекомендую Вам, не прокручивая текст до конца, взглянуть на этот рисунок и решить для себя, что на нем изображено. А в конце статьи Вы узнаете — зачем.
Важное предупреждение: все совпадения, аналогии, параллели, выводы, могущие возникнуть при чтении статьи – абсолютно случайны. Как и понимание читателем происходящего в школьном образовании. Автор статьи не несет за это никакой ответственности. И вообще: мнение автора статьи может не совпадать с тем, что он в ней написал.
Школьная каникулярная рулетка
или "Опять прокатили"
Разговор в детской поликлинике (не выдуманный)
— «Что-то частенько мы стали болеть …»
-«Ну, у вас это еще ничего … У Вас же каникулы по системе «5 недель учимся, шестую – отдыхаем»?
-«Да».
-«А вот на соседнем участке, где в школах другая каникулярная система, врачи совсем зашиваются, даже собрание специальное проводили …»
-«Сейчас на сайте «активный гражданин» голосование проводится. Нам в школе даже такую бумажную вертушку выдали, похожа на рулетку. Чтобы легче было выбрать наиболее удобный для нас вид единой каникулярной системы. На этой вертушке можно выбирать между: «Часто, но меньше» или «Реже, но больше. Красивая такая … Наверное, из бюджета деньги на ее разработку выделили …»
-«Вот на вертушке Вы и можете выбирать, а на сайте голосовать. Но решение уже принято»
Перегибы на местах
«У Миши, должно быть, опять
какие-нибудь планы в голове …»
А.Н.Островский
(«Свои собаки грызутся, чужая не приставай»)
Конечно, все плохое происходит исключительно «на местах», в школах. Потому, что в теории развития школьного образования, курируемой крупными учеными с мировыми именами, все в порядке.
-
· Все знают, что дети в школе сильно перегружены.
-
· Все знают, по крайней мере, родители и участковые врачи, что дети от этой перегрузки слишком много болеют.
-
· Не все, но многие врачи знают, что постоянная перегрузка, систематическая подавление иммунной системы будет иметь для ребенка серьезные негативные последствия во взрослой жизни.
-
· Все знают, даже, полагаю, научный руководитель – координатор образовательных проектов Всемирного банка в Российской Федерации (?!) Исаак Фрумин, что уровень образования в стране – ну, … снизился, что ли …?
Тут – внимание, напрягаем логику: все, следовательно, должны понимать, да и просто видеть, что методом выдавливания понимание школьных предметов из детей не извлекается, но …
Виу! Виу! Виу! Короткое замыкание! В голове чиновника сработал предохранитель. Логика отключилась во избежание более серьезных повреждений. В том числе организационных, после которых вместо очередной зарплаты дают пинок под зад.
Два капитана
«Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть,
когда такие люди в стране в советской есть!»
В.В.Маяковский
Владимир Владимирович, несомненно, был великий Поэт. Но вот, взгляните, что за цветник вырос в Новокузнецке …
Маяковского трудно в чем-то упрекнуть: он видел город-сад не воочию, а записал со слов товарища Хренова, о чем честно и предупредил…
… Два Исаака — мощный и эффективный тандем двух капитанов школьного образования, настоящих парней. Союз науки, современного администрирования и практического образования. Один из них, Исаак Фрумин, как я понимаю, подводит научную базу. Другой — Исаак Калина — обеспечивает внедрение современнейших, научно обоснованных и проверенных на практике европейских методов — прямо в московское школьное образование.
… Новокузнецкий проект, хотя и испоганил окружающую среду, но выдавал крайне необходимую стране, стратегически важную продукцию. Речь шла о выживании, не до цветников было.
Сейчас тоже непростые времена … Но что за продукцию выдают стране наши два капитана? И что они при этом поганят?
… Похоже, что Европа координирует нас в образовании не менее эффектно, чем в экономике …
Бенефициары школьного образования
или «ищи кому это выгодно»
-
· Медицинские учреждения (разумеется, платные). Количество бесплатных медицинских услуг при этом систематически, методично снижают.
-
· Фармакопея: производители и продавцы лекарств.
-
· Туристические агентства. Если одновременно отдыхать поедут 100000 человек или, скажем, 500000 – догадайтесь, в каком случае стоимость путевок будет выше?
-
· Репетиторы. Ну, конечно же, они, родные!.. Сейчас во многих московских школах – уже в школах! — образование перестало быть полностью бесплатным. Тем, кто «не догоняет» в основное время, предлагаются дополнительные уроки. Деньги — в кассу, «все по закону». А из кассы – в московский бюджет: вот она и замкнулась, цепочка-то!..
-
· Значительная часть политической элиты, которой не нужен думающий электорат (нет, нет, про это не буду).
Два в одном
Есть два варианта объяснений происходящего:
-
· Первая художественными средствами изображена в фильме «Дурак» Юрия Быкова.
-
· Вторая – «Не ведают, что творят».
Впрочем, если вдуматься, «между первой и второй – промежуток небольшой» …
… Да понимаю я!.. Шаталовых на всех не хватает, образование разрушали не один год! Но если хотя бы «не навредить»!
Ну, чтобы, например, вместо Исаака Фрумина, поставить здравствующего еще Виктора Шаталова?! Человек, который десятки лет сам преподавал математику, у которого все школьники ее понимали, наверняка, не наворотил бы такого …
А второго капитана можно и оставить: он будет делать все, что ему прикажут – во избежание оргвыводов.
Другая сторона школьного образования
А теперь вспомним о той картинке и снова взглянем на нее.
Господи, да что же это такое?..
Да то же самое, только с другой стороны!
То, что казалось простой палкой, оказалось колесом.
-
· Палкой можно бить и пытаться впихнyть «знания» в головы учащихся».
-
· Колесо же само катится, а при некоторой рационализации может и других везти!..
Вместо эпилога
… Вы можете думать, что я просто стебаюсь по поводу школьного образования. Как бы не так!
Жизнь научила меня рассматривать важные вещи с разных точек зрения, искать причины и мотивы. Чтобы не впасть в иллюзию, особенно, когда иллюзионист стремится подсунуть ее прямо под мой нос.
Тогда вещи начинают представать совсем в ином свете. И то, что казалось случайностью, издержками процесса, деталями, начинает казаться закономерностью.
Зачем мне это?
Чтобы действовать, нужна внутренняя убежденность, а не информированность.
-
·Мы все проинформированы о том, что гиподинамия – это плохо. А кто зарядку делает?
-
·«Всем известно», что школьное образование сбоит. А кто ищет (и находит) альтернативы, а не только выражает недовольство?
-
·И главное — кто делает что-нибудь в отдельно взятой семье?
Философия и психология очень практичны, когда они правильные …