Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Человек — это процесс его поступков.
А. Грамши

Из принцесс в лягушки или почему мы бываем настолько несчастны ...

/ Просмотров: 475
Из принцесс в лягушки или почему мы бываем настолько несчастны ...

Мастерство учителя в том, чтобы подвести ученика к рубежу понимания. Чтобы тот захотел и смог понять. Но главное - чтобы понимание оказалось востребованным в его жизни, помогло стать счастливым человеком.

  • Это не о стандартах образования;
  • не о готовых схемах решения типовых задач;
  • даже не о теории развивающего обучении, основные посылки которой точно характеризует введенный советским психологом Львом Выготским термин:
  • "Псевдопонятие": правдоподобные понятия, рассуждения, которые на практике приводят к серьезным конфликтам с реальностью ...

    Как, например, это происходит в современном образовании.

    Мечты о краях распределений

    В предыдущей статье мы на цифрах показали: мечта отдать ребенка в математическую гимназию и получить на выходе если не математического гения, то человека с высоким уровнем математической подготовки, дающим громадным преимущество, гарантирующим успех и делающим счастливым ... является не более, чем иллюзией, химерой, созданной чиновниками от образования.

    Мы использовали метод аналогий, который и помог нам узреть истину. Давайте воспользуемся им снова ...

    Куда приводят иллюзии

    Мы, люди, существа сложные и непонятные...

    Но даже самые слабовольные прорываются к своим целям буквально несмотря ни на что, несмотря ни на какие доводы разума. И все потому, что мы, люди не столько разумны, сколько эмоциональны. Действия подавляющего большинства из нас подчиняются глубоким внутренним импульсам, достучаться до которых, используя доводы разума ... пустое занятие!

    Но я пытаюсь ... smile

    Итак: куда приводят мечты?

    Вероятно, в разные романтические места: где живет счастье, где легко и радостно, где добро всегда побеждает зло, где мужчины понимают женщин с полуслова, а дети уважают родителей, не грубят и вырастают хорошими мальчиками и девочками ...

    Вероятно, такие места существуют.

    Также, как учителя, которые умеют учить и любят детей. Но вот вопрос: на что стоит ориентироваться, принимая жизненно важные решения?

  • На края распределений, редкие, хотя и привлекательные возможности или
  • на наиболее вероятное из возможного?

  • И если вашему сердцу милее первый вариант, то вспомните, что у нормального распределения есть не только правый, но и левый, "негативный" хвост. Собираясь в солнечный Таиланд прихватите зонтик побольше: тропический ливень это вам не московский дождик ...

    Ну а про элитные школы мы уже говорили достаточно.

    Бросаясь в одну крайность, мы легко попадаем в противоположную. Плохо объяснимый и трудно обходимый закон человеческой природы.

    "Дойдя до предела вы меняете направление"
    Даосская мудрость

    Женская психология с точки зрения мужчины

    И да простят меня женщины, но разговор пойдет о психологии принятия решений прекрасной половиной.

    Выйти замуж за принца

    Психология обучения: выйти замуж за принца

    Статистика свидетельствует: в России каждый год заключается более полутора миллионов браков. И еще примерно столько же - браки гражданские.

    Как вы думаете, сколько среди 3 - 5 миллионов человек принцев и принцесс?..

    Мечта выйти замуж за принца в некоторой степени метафора ... Но эта мечта весьма эмоциональная и потому сильно влияет на мировосприятие и поведение при выборе будущего спутника жизни.

    Плохо это или хорошо: стремиться к идеалу, искать человека, который тебя всегда поймет, поддержит, будет дарить дорогие подарки, каждый день уделять внимания столько же, как и в первые часы знакомства, любить твою маму как тебя саму, приглашая ее в ежемесячное (ну ... ежеквартальное) путешествие в очередную экзотическую страну? Человека, который будет умен, воспитан, красив и, при этом, мужественен. ... Который телом будет напоминать Сильвестра Сталоне, размером банковского счета Уоррена Баффета, а душой Далай Ламу ...

    Я не знаю в точности, о чем думают и что чувствуют женщины в определенном возрасте, могу только догадываться. Продолжите или откорректируйте список идеальных качеств партнера сами. Но я знаю, что после определенного возраста большинство женщин начинают мыслить более реалистично и выходят замуж за реальных, а не выдуманных мужчин.

    А что же остальные?

    Остальные продолжают искать своего "принца", поддерживая энтузиазм чтением романов и статей, просмотром фильмов с "правдивыми историями об очередной Золушке, нашедшей своего принца".

    Непременно Золушке.

    И непременно Принца.

    Но Принцы остаются в книгах и мечтах, а гнетущее чувство одиночества и разочарования - в жизни...

    Последние годы процент независимых (то есть одиноких) женщин неуклонно растет. Да при чем тут процент! Каждый случай - это живой человек, одураченный непониманием и потому несчастный!

    При том, что

    вокруг полно нормальных парней, готовых создать семью, воспитывать детей, любить жену и даже (по мере возможности) не конфликтовать с тещей....

    ... Парней, которые также ищут своих "принцесс" !.. downer

    У мужчин, дорогие женщины, есть свои способы стать несчастными ...

    "Минус на минус дает плюс"

    В математике.

    А в жизни завышенные (читай: нерациональные) ожидания неразвитого ума разрушают даже то, что рвется навстречу друг другу со страшной силой природного инстинкта.

    ... Вот статистика за 2014 год:

  • Количество зарегистрированных браков: 1 225 985
  • Количество разводов: 693 730
  • Остановитесь на мгновение:

    наш ум и здесь попадается в вероятностные ловушки непонимания, основанного на фактах. Нам кажется, что "половина-то семей все-таки остается жить в счастливом браке!". Вспоминается ловушка со средним количеством баллов по гимназии из предыдущей статьи.

    Но опять и к сожалению это не так...

    "Даже пары состоявшие в браке более 20 лет в 13% случаях разводятся."
    Теория вероятностей и математическая статистика: вот изучению какого раздела математики я посвятил бы львиную долю школьного времени! И изучал бы ее совместно с психологией! Понимание вероятностной природы мира не вмонтировано в наши головы от рождения, а потому требует тренировки. Последствия же непонимания всегда очень болезненны ...

    Проблема психологического переноса

    Проблема в ожиданиях, а не в реальности.

    «Если все девушки хороши, то откуда берутся плохие жены?»
    .

    Из головы.

    Если человек живет не в реальном мире, а в выдуманном, то эти два мира неизбежно и фатально вступают в конфликт.

    Разрушаются при этом оба. В результате человек страдает и "психологически" и "по-настоящему". А счастье было так возможно ... если не быть дураком.

    Поэтому ... (опять это слово - паразит, задача которого вызвать у читателя ощущение логичности и заставить поверить в то, что все логично, основано на фактах и, поэтомуsmile правильно).

    Поэтомуgrin, обжегшись на молоке, женщины начинают дуть на воду. Я же говорил, что большинство из нас невероятно настойчивы в реализации своих потаенных мечтаний.

    Со своими ожиданиями "принцев на белых конях" многие женщины к определенному возрасту так или иначе разбираются ... загоняя эти мысли в глубины психики.

    Но вот появляется на свет чудесный малыш и ... все начинается сначала! На новом диалектическом витке.

    "Если я не встретила своего Принца, это не значит, что их нет! Мой ребенок будет счастливее меня, потому чтоcheese не может же быть так, что все книги, фильмы и подруги врут!!! Ведь есть же в мире справедливость! Просто (еще одно логически бессмысленное, но эмоционально значимое слово) я ошиблась вот тогда и вот там, но своего любимого ребенка я уберегу от этих ошибок и он обязательно будет счастлив".

    Так или примерно так думают молодые мамы, записывая ребенка в "самую лучшую" гимназию. Языковую или математическую.

    Стоит ли покупать лотерейный билет или как стать несчастным?

    Случается так, что некто выигрывает в лотерею крупную сумму.

    Иногда очень крупную.

    Но можно ли сделать из этого бизнес?

    психология несчастья: реклама репетиторов

  • Только если вы - организатор лотереи.
  • Или мотивационный тренер, эмоционально поощряющий людей на безумные, но эмоционально ... ну такие привлекательные действия!
  • Или репетитор, обещающий за 70 часов занятий и сравнительно небольшую плату гарантированную сдачу ЕГЭ минимум на 90 баллов. (И ведь верят в это люди, ну верят же!!!)

  • Очарованные непониманием

    Эта статья не о том, что мечтать вредно.

    Она о правильном обучении, о понимании и о том, как не попадаться в ловушки, расставленные буквально повсюду. Ловушки, которые мы создаем для себя сами, чтобы самим же и угодить в них при случае.

    7 кругов счастья: мечтать или не мечтать?

    "Мечты, мечты,
    Где ваша сладость?
    Где ты, где ты,
    Ночная радость?"
    А.С.Пушкин "Пробуждение"

    "Так что, по-вашему, получается: вообще не мечтать, что ли? "Заземлить" себя в самом начале пути, уткнуться носом в "суровую действительность? Выйти замуж за первого встречного в штанах? Отдать ребенка в ближайшую школу и будь что будет, так что ли?!"


    По каким-то причинам мы есть там, где мы есть. И никто не знает в точности: почему? И все объяснения - от лукавого, они непрактичны.


    Еще одна концепция, введенная Л.С. Выготским: зона ближайшего развития. Коротко суть её в том, что ребенок развивается в среде взрослых. Он развивает соответствующие ей навыки и способности, поддерживается и стимулируется "старшими, более опытными товарищами".

    ... Такое ощущение, что педагогика постоянно плетется в хвосте человеческого развития. Мне кажется, что это было известно всегда и не только в человеческом обществе ...

    "От березы и осинки не родятся апельсинки"
    "С кем поведешься, от того и наберешься"

    Если хотите, чтобы ребенок стал счастливым, умным, способным - создайте ему соответствующее окружение. Станьте тем человеком, которым хотите, чтобы стал ребенок. И это тоже не новость ...

    "Не воспитывайте своих детей. они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя"

    Конечно, заниматься с ребенком гораздо труднее, чем предаваться коллективным "мечтаниям", пробиваясь в математическую гимназию. Труднее, но гораздо эффективнее.

    Лучше действовать в круге самого ближнего влияния, там, где мы способны производить реальные и контролируемые изменения. Тогда постепенно можно выйти за его пределы, расширить его. И это будет называться "счастье". Тогда, возможно, вы встретите своего принца, а ваш ребенок встретит свою счастливую звезду. Но вот что произойдет точно: вы избежите очень многих и очень глубоких разочарований, а успех - ваш личный и вашего ребенка - станет для вас приятным сюрпризом, подарком Судьбы.

    Подарком, который вы готовите сейчас, а получите потом ...

    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.