Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Все понять — значит простить.
А. Сталь

Правильный метод обучения (метафора эффективного образования)

/ Просмотров: 1734
Правильный метод обучения (метафора эффективного образования)

До сих пор мне не удавалось обнаружить метафору, столь точно отражающую главный принцип образования. Грань, отделяющую зерна работающих методов обучения от плевел педагогических манипуляций детским сознанием..

Но вот - случилось ...

...Возможно, что уже ко второму году обучения ребенка в школе Вы успели сообразить: со школьными методами обучения что-то не так в принципе. И дело не столько в конкретных методах обучения математике, русскому или английскому языку. И даже не в том, какая у Вас учительница ...

Собака порылась ... методы образования

Собака порылась где-то в другом месте и ямку выкопала поглубже ...

"Ко второму году обучения" - это, согласитесь, достаточно быстро: до большинства родителей это не доходит и к одиннадцатому...

"Мудрость не всегда приходит с возрастом.
Бывает, что возраст приходит один"
Михаил Жванецкий (?)

Психология успеха (зачем мы учимся)

Сколько бы родители ни ругали школу, большинство уверено: школьное образование увеличивает шансы детей на успех. Иначе ...

Иначе я не уверен, что даже самый недалекий родитель не предпринял бы отчаянных попыток, не изобрел бы какой - нибудь особый метод, чтобы изменить ситуацию.

Вот здесь и начинается самое интересное ...

Доводы разума бессильны перед постулатами веры.

Приводить человеку логические аргументы, противоречащие его убеждениям, все равно, что пытаться растопить льды Арктики постельной грелкой. Такой метод "работает" только на страницах некоторых ВУЗовских учебников по психологии.

Но не в жизни.

И поэтому такие статьи не пишутся для "большинства".

И поэтому я позволю себе усложнить терминологию: без этого я не смог бы рассказать об обещанной метафоре образования, простой, яркой и точной. Что редко сочетается в метафорах из-за их общей "Мета" природы.

Основной метод обучения

Методы социализации в школе

  • Конечно, все мы слышали истории о реальных "Маугли" - детях, в раннем возрасте "выпавших" из человеческого общения.
  • Также мы знаем, что вернувшись, они не смогли стать людьми. Им так и не удалось социализироваться в человеческом обществе.
  • Мы также знаем, что такое импринтинг, "впечатывание" в психику базовых образов, формирующих шаблоны реагирования, поведенческие реакции (не только у животных ...)
  • И мы думаем, что методы школьного образования направлены на формирование базовых поведенческих реакций, образцов эффективного, успешного социального реагирования.
  • Но ... Если что-то "общеизвестно", то оно, скорее всего, ошибочно.

    И "логический" вывод из приведенных фактов - не более, чем гипнотизирующий эффект использования метода правдоподобного изложения, широко применяющийся в школьном образовании.smile

    Какой идеальный конечный результат школьного образования мы себе представляем?

  • Более способного ребенка?
  • Человека, легко ориентирующегося в меняющемся мире, социально адаптированного (термин школьных методистов), приспособленного к успешной и счастливой жизни в современном динамичном обществе?
  • Но я обещал метафору, поэтому отвлечемся от школы и поговорим о более костной материи.

    (Хотя я не уверен, что тема предстоящего разговора более костная, чем закостеневшее школьное образование smile ).

    Теория приспособляемости

    "В теории приспособляемости исследуются условия, при которых после нескольких (предварительных) циклов нагружения в теле возникают такие остаточные напряжения, что последующее нагружение вызывает только упругую деформацию.
    Если же последующие (рабочие) нагрузки выходят за пределы приспособляющих, может возникнуть пластичность ... что после определенного числа циклов приведет к разрушению, несмотря на то, что значение нагрузок не достигало предельных."
    Гохфельд Д. А., Чернявский О. Ф. "Несущая способность конструкций при повторных нагружениях"

    Приспосабливаемость как метод создания работоспособной конструкции

    Если Вы, уважаемый родитель, не занимались вопросами прочности, то, вероятно, полагаете, что работоспособность машин и механизмов - от мясорубки до авиалайнера - обеспечивается расчетным путем.

    Совсем, как в школе: есть задача и есть правильный ответ в конце учебника

    Этот взгляд так же далек от действительности, как школа от жизни ...

    ...Попытка точно рассчитать механическую конструкцию заранее обречена на неудачу. Как и долговременный прогноз погоды. Поле напряжений, возникающее при эксплуатации, столь сложное, что любой расчет является не более, чем оценкой. Каждому мало-мальски грамотному инженеру это известно.

    В отличие от профессиональных педагогов, разрабатывающих новейшие методы обучения.

    "Эксплуатационные" методы обучения

    Поэтому кроме расчетных методов, конструкторы и инженеры используют эксплуатационные методы, дополняющие расчетные и компенсирующие их ограничения.

    Переведем смысл теории приспосабливаемости, цитату из монографии по основам которой я привел выше, на простой язык.

    Механизм, спроектированный жестко, хотя и точно, практически не работоспособен.

    Из-за сложных и непредсказуемых условий реального нагружения в некоторых местах конструкции возникают повышенные (в сравнении с расчетными) и плохо прогнозируемые "всплески" напряжений и изменение свойств материала, что и вызывает разрушение.

    Конструкция разрушается не от "средних", а от локальных напряжений в конкретном месте конкретной детали.

    Это как "Средняя температура по больнице": от того, что она нормальная больному, которого лихорадит, не становится легче ...

    Менее точно и жестко спроектированная конструкция приспосабливается. Она обучается взаимодействию с реальными нагрузками - "Механическим социумом":

  • в ущерб собственной идентичности и
  • на пользу собственной выживаемости ...
  • Вот такой парадокс ... Обычное дело в обычной жизни.

    Некоторая неточность, "дефектность", "неправильность", заложенные изначально, обеспечивают приемлемую работоспособность в реальных условиях.

    И наоборот ...

    Как это обеспечить конструктивно и технологически - отдельная большая тема. Вы можете вспомнить, например, прокладки из более мягкого металла, демпферы, разрушающиеся вставки и т.п.

    Методы живой природы

    Методы приспосабливаемости живой природы

    Все-таки люди - не железки. Но давайте взглянем на устройство тел животных, выживающих в течение миллионов лет. Какие методы приспособления к столь динамичной внешней среде использовал Главный Конструктор?

    Те же самые.


    «Лучшее знание — это незнание о том,
    что ты что-то знаешь. »
    Лао Цзы

    Вероятно изначально не будучи уверен в будущем, Он заложил столь высокие адаптационные возможности, которым стоило бы поучиться светилам педагогики!..

  • Жесткие кости,
  • более податливые хрящи,
  • еще более податливые связки,
  • еще более приспособляемые мышцы ...
  • Вся эта, далеко не полная цепочка явно выстроена исходя из предположения о неопределенном будущем!..

    Некоторые изменения в теле (и психике) человека, которые мы привычно воспринимаем как "болезни", в исторической перспективе обеспечивают выживание организмов... Без некоторых "Болезней" здоровье было бы невозможно.

    Метафора работающего метода образования

    Неправильный метод дает правильный результат ...

    В правильный метод обучения должна быть встроена некоторая "Неправильность", обеспечивающая приспособляемость человека к условиям реальной, слабо прогнозируемой жизни.

    Рассчитать которую, кажется не проще, чем стальную балку на изгиб . smile .

    "Лучше быть мягким снаружи и твердым внутри,
    чем твердым снаружи и мягким внутри"
    Лао Цзы

    Школьные методы ориентированы на

  • шаблонизацию мышления, на
  • решение "Типовых задач",
  • а потому не могут считаться методами обучения.

    Сколько бы Вы ни пытались забить стеклянный гвоздь пластилиновым молотком, все будет напрасно. Также не получится забить стеклянным молотком гвоздь пластилиновый.

    Даже если наймете репетитора ...grin

    Мягкие гвозди школьного метода

    И далее я покажу, что метафора приспосабливаемости в образовании точно отражает основной дефект школьных методов предоставления образовательных услуг.

    (Так теперь называется обучение в школе rolleyes ).

    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.