Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Соперничество — пища для гения.
Ф. Вольтер

Психология невероятности: подводные камни непонимания

Психология невероятности: подводные камни непонимания

Далеко простирают психология и педагогика руки свои в дела образовательные ... Но:

  • либо руки эти не совсем умелые,
  • либо совсем неумелые.
  • Ричард Фейнман, Нобелевский лауреат и реформатор методов преподавания физики в известной лекции о самолетопоклонниках указал на антинаучность методов, используемых большинством представителей социальных дисциплин:

  • экономистов,
  • педагогов,
  • психологов.
  • В весьма ироническом стиле высказался он о

    современных методах школьного обучения.

    "Существуют целые школы новых методов чтения, и математических методов, но если присмотреться, вы увидите, что люди читают все меньше ... несмотря на то, что мы систематически развиваем эти методы. Вот вам знахарское средство, которое не действует ... Почему они думают, что их методы должны работать?".
    Ричи Фейнман

    На вопрос "Почему они так думают?" должны дать ответ психологи, это их епархия. Но здесь мы попадаем в порочный круг с положительной обратной связью, вызывающей негативный эффект. smirk Чтобы подвергнуть сомнению собственные методы нужно иметь ум ученого и совесть буддийского монаха. Причем - одновременно.

    Но именно в отсутствии сочетания этих качеств и упрекает великий Ричи псевдоученых психолого - педагогической школы в своей лекции ... Поэтому и приходится эти проблемы решать непрофессионалам ...

    И дело не в том, что эти люди плохие. Совсем нет!

    И я специально подчеркиваю это, потому что большинство не отличает критику личности от критики идей, путая в записи колонки счетов ...

    Дело в том, что научный способ мышления не встроен в человеческий ум с рождения, он требует развития, тренировки. Только с определенного уровня человек вырабатывает способность сомневаться в том, что остальным кажется очевидным из-за несколько случайных фактов, принимаемых за "доказательства".

    "Главный принцип (науки) — не дурачить самого себя. А себя одурачить как раз легче всего"
    Ричи Фейнман"

    ... Набрав в поисковике фразу психология вероятности, я увидел в первой строке выдачи статью московского психолога о разрушительных последствиях принятия решений, не учитывающих вероятностную природу мира.

    Поскольку я

  • много лет профессионально занимался этой темой в очень жесткой области человеческой деятельности и испытал последствия неопределенности на собственной шкуре. Даже как-то опубликовал в центральном журнале статью: "Психология принятия инвестиционного решения";
  • потому, что многократно касался темы выбора родителями лучшей школы на собственном сайте,

  • то не смог пройти мимо, не узнав, что думают об этом профессионалы.

    И когда я это узнал, то мой ум на некоторое время остановился.

    Давайте сделаем паузу и мы, и посмотрим на проблему принятия решения в неопределенной ситуации с необычной стороны.

    В стиле Ричарда Фейнмана.

    Остап, Киса и оценка вероятности

    Психология принятия решений на основе оценки вероятности


    Я напомню вкратце, почему столь разные психологические типы: "великий комбинатор" и "отец русской демократии" оказались в одной лодке. Они искали сокровища, спрятанные тещей Воробьянинова в одном из стульев гарнитура генеральши Поповой.

    Интрига состояла в том. что не было известно точно , в каком именно из 12 стульев находятся бриллианты. А также в том, что существовала конкуренция со стороны представителя местного духовенства, подслушавшего последние слова тещи и пустившегося во все тяжкие с той же целью, что и законный наследник.

    1 : 12 ... С точки зрения науки математическое ожидание не такое уж и плохое. С учетом того, что с каждой неудачной попыткой оно увеличивалось и могло быть точно посчитано...

    Это скажет вам любой старшеклассник. Но ...

    "Думаю, что гораздо интереснее жить и не знать, чем иметь ответы, которые могут быть ошибочными.
    Ричи Фейнман"

    Психология вероятности: с математикой нужно осторожнее ...

    особенно, когда не понимаешь смысла понятий, описываемых формулами ...

    Непонимание природы вероятности привело к

  • провалу предприятия и
  • чуть не стоило жизни Остапу

  • И, судя по тому, что Киса не появился во второй части дилогии, его загрызла совесть после попытки "обрубить хвост", избавиться от партнера в ситуации со 100% вероятностью положительного исхода.

    Ложные данные или прежде, чем считать - уясни

    Что послужило причиной фиаско Кисы?

    Вероятность психологии и вероятность непонимания

    В гимназии, где он, как дворянин, учился ему не рассказали историю создания теории вероятностей в том виде, как ее знают школьники и авторы популярных статей. Основные формулы, вроде подсчета вероятности выпадения решки или одной из граней кубика в длительной серии бросков были созданы для описания игры в карты.

    Причем, как говорят математики, довольно наспех созданы.

    В карточной игре, как известно, ничего, кроме 36 (или 52) карт не участвует. (Если. конечно, какой-нибудь "умелец" не вытащит из рукава пятого туза). Также, как и у кубика в самый неподходящий момент не возникает седьмая грань. .

    Но в жизни все немного сложнее, cheese в чем имели возможность убедиться искатели сокровищ ...

    Оказалось, что в стуле, где со 100% вероятностью находились сокровища их не оказалось вовсе. Уже без всякой вероятности, как факт.

    В открытых системах, законы которых неопределенны, считать вероятности школьным методом абсолютно бессмысленно. Разве что для того, чтобы написать умную статью для непросвещенной публики.

    "Я плохо представляю, что происходит с людьми: они учатся не путем понимания. Они учатся каким-то другим способом - путем механического запоминания или как-то иначе. Их знания так хрупки!"
    Ричи Фейнман

    Понимание вероятности и психология

    Психология непонимания: остановка ума

    Так от чего же у меня на несколько секунд произошла остановка ума? И что же я прочитал в статье психолога?

    (Если кто в курсе: несколько секунд в этом случае - много)

    Потом я стал думать: либо это неправде, либо я не ученый.smile Как будто я вступил на каменную мостовую, а она поплыла у меня под ногами...

    Привожу сокращенную цитату:

    "Существует миф, что если в рулетке несколько раз подряд выпал один цвет, то можно дальше ставить на противоположный и выигрыш гарантирован. Любой математик скажет, что это абсурд. С точки зрения науки, математическое ожидание серии КККККККК не меньше, чем серии КЧКЧКЧКЧ."
    Я бы сказал, что миф о том, что с помощью примитивной теории карточных игр можно описывать реальные явления очень живуч ... Среди непрофессионалов.


    А профессионалы знают: вероятности изменения цены в одном направлении на 100 или 5 пунктов сильно различаются. В одном случае это называется "тренд", а в другом "волатильность". На понимании этой разницы основаны все стратегии и вся психология работы на реальных финансовых рынках.

    Да вы и сами можете в этом убедиться, бросая монетку и ставя на орла после, например, трех подряд выпадений решки и, независимо от исхода попытки, ожидая следующую серию. Только не забудьте о размере ставки ... но это другая тема.

    Немного подумав, я реконструировал ход мыслей психолога и понял, почему он ошибся в интерпретации данных, взятых с другого сайта smile .

    И вы, уважаемый Посетитель, можете подумать и получить 50% скидку на консультацию, указав причину ошибки психолога. (Не шутка)

    Консультацию по психологии обучения, не по математике, естественно. Потому, что если вы найдете ответ на заданный вопрос, то математику вы, скорее всего, знаете не хуже меня ...smile

    Возвращение в реальный мир

    В чем разница между расчетом вероятности и вероятностью реального мира?

    Пример в стиле Ричарда Фейнмана.

    Псисхология непонимания вероятности реального мира

    Если верить психологу, то "с точки зрения науки" вероятность любого сочетания молекул воздуха в комнате равновероятна. Но что нам подсказывает действительно научный взгляд и (хотя бы школьное) понимание законов термодинамики?

    Чему равна вероятность того, что при существующих условиях все молекулы воздуха соберутся в одном углу?... Нулю?

    Да ничему она не равна! Такие бессмысленные вычисления в науке не производят.

    И, если продолжить эту схоластику (от древнегреческого: "школа"), то в результате расчетов мы приходим к тому, что

  • если все состояния равновероятны
  • и вероятность одного из состояний равна нулю, то вероятность существующего состояния также равна нулю. То есть воздуха в комнате нет вообще!..
  • Это шутка, но не более шутка. чем современные методы образования, которые не работают, но непрерывно развиваются ...


    Психология для родителей

    Что может извлечь из этого родитель, который дочитал эту статью до конца?

    Во-первых, получить консультацию со скидкой. grin

    Но главное, попробовать не быть дураком, попадаясь в ловушки современной системы образования. Поискать альтернативные варианты воспитать собственного ребенка успешным и счастливым, не бегая из школы в школу в поисках лучшего учителя или лучшего учебника.

    Комментариев: 2 RSS

    Здравствуйте,Виктор(извиняюсь,не нашёл отчества). Прежде всего, хочу сказать спасибо за Ваши труды.Познавательно и очень мотивирует)

    Сам я отучился на профессию гуманитарного направления.Ни в школе,ни в университете математику не понимал,вылазил за счёт зазубривания и решению по шаблону.В голове естественно после такой "учёбы " ничего не осталось.Сейчас очень хочу наверстать упущенное и начать досконально изучат предмет с основ и до мат.анализа как минимум.Не могли бы Вы посоветовать учебную литературу,по которой можно вникнуть в суть предмета,понять,а не просто зазубривать,как учили в школе.Буду очень благодарен за помощь!

    Прежде всего, спасибо за комментарий,который от души. Это мотивирует не меньше ... в конце концов, это публичный сайт и обратная связь имеет ценность.

    ... Хотел бы я ответить Вам так. чтобы ответ оказался полезен, но ... Не знаю, что и посоветовать ... Действительно, не знаю. Чем дольше я живу, тем яснее вижу: единственное, что имеет ценность в обучении - это учитель, живой человек. Ну, естественно, и собственная мотивация, это не обсуждается.

    Книги - ну что же, они имеют определенную ценность, но ... ведь это просто символьный ряд. Смыслы, которые мы из него извлекаем, полностью зависит от нас, нашего уровня развития. И только тот, кто уже пропустил книгу через свой опыт и понимание, может помочь понять.

    Кажется, что я усложняю? Отнюдь. Великий Мао сказал: "Сколько книжек ни читай - императором не станешь". Но можно стать информированным smile

    Вот и сам я уже второй год пытаюсь закончить и выпустить курс по основам математики, но, каждый раз сталкиваюсь с тем, что не нахожу это в достаточной степени глубоким и настолько же понятным и усвояемым. Может быть к зиме и закончу ...

    Ищите общения с теми, кто Вас вдохновляет, а остальное приложится!

    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.