«Мудрый следует не закону,
а собственному пониманию»
Лао Цзы
… Описывая в предыдущих статьях школьные методы изучения английского языка, я вдруг понял, почему грамматика в руках неопытного преподавателя становится страшным оружием разрушения детской психики …
… Информационный прессинг современной школы приводит к неуклонному снижению коэффициента интеллекта учащихся (IQ) – год за годом, класс за классом. Это замалчиваемый, но известный факт. «Секрет Полишинеля».
Прессинг грамматических конструкций и правил, столь нервозно — привычный любому, изучавшему язык в школе, на корню разрушает способность усвоения английского — в разумные сроки и с адекватными трудозатратами.
Впору говорить еще об одном практическом подтверждении первого Закона Архимеда – Буторова.
«Эффективное изучение английского за рубежом»
Один парень рассказывал мне, как стал невольным свидетелем «психологического эксперимента», демонстрирующего эффективность изучения английского языка за рубежом.
Две группы (совершенно независимые) приехали изучать английский на «родину языка».
-
Первая группа была «чиста и невинна».
-
Во второй были люди, учившие английский язык раньше и собиравшиеся «отточить» свои навыки владения. (Видимо, попавшись на одно из психологически умело сконструированных рекламных объявлений преподавателей – зазывал).
Догадайтесь с двух попыток, каковы оказались их сравнительные успехи месяц спустя?
Правильно: в целом, они поменялись ролями.
-
·Первая группа в полном составе достаточно легко болтала на бытовые темы.
-
·Вторая же осталась с тем, о чем была плохо осведомлена перед поездкой. Она так и не смогла за месяц «интенсивного обучения» лишиться своей языково — разговорной невинности.
И я еще раз подчеркиваю: это не выдуманная история. И это вовсе не смешно.
И ясно, что дело было не в квалификации преподавателей английского. И уж, тем более, не в качестве «носителей языка. Как будто какая-то неведомая сила витала над студентами, девальвируя эффект дорогого, «элитного» обучения …
И понятно, что без некоторого экскурса в основы практической психологии обучения здесь не обойтись.
Загадки Сфинкса и психология страха
Если бы Сфинкс задумал спрашивать путников не о том, что самое приятное, а о самом страшном, то, возможно, правильный ответ звучать бы так: «СТРАХ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ». Или: страх представить на суд публики собственные мысли, убеждения, взгляды и навыки.
Кроме шуток: по оценкам психологов 95 – 98% людей испытывают страх выражения мыслей перед аудиторией, соизмеримый со страхом смерти. Трудно в это поверить, это кажется метафорой. Но это многократно проверенный факт.
Так чего же мы с Вами так сильно боимся? И как соотносится психология страха с психологией изучения английского языка, и тем более, с английской грамматикой?
Страх – вещь ирррациональная. Мы боимся неизвестности. Однако в целом мы не сумасшедшие. В основе каждого страха есть рациональное зерно.
В темных глубинах психики, в рептильном мозге остались воспоминания о том, как человек выживал в дикой природе. Простой расчет подсказывал нам: завалить мамонта, защитить пещеру, собрать корни в лесу гораздо легче, объединившись в группу.
Социализация в те времена была разумным, выживательным действием. В противоположность современной школьной «социализации».
И какой в тех условиях могла быть психология группы? Исключительно психологией простых и жестких правил, психологией безоговорочного подчинения фиксированным соглашениям
Следуешь правилам – получаешь свой кусок мяса, защиту от диких зверей и врагов. Будешь особо лоялен к предводителю — сможешь иногда с его позволения провести ночь в дальнем углу пещеры не в полном одиночестве (Не здесь ли кроются психологические, даже физиологические корни столь неистребимой коррупции?)
Все было просто, рационально и выживательно.
Каждый получал пропорционально своей способности приспосабливаться, следовать общим правилам, установленным вожаками, и озвученным на общем собрании пещеры. В противном случае – страшное одиночество в лесу наедине с дикими зверями, также ищущими свой кусок мяса. И без подруг, оставшихся в пещере с «настоящими парнями».
Униженные и подчиненные
Это и есть база, психологический мотив: страх социальной изоляции.
Мы все инстинктивно боимся быть не принятыми, отвергнутыми другими членами группы. Мы боимся оценок из-за потенциальной (или кажущейся) способности других людей влиять на нас путем принятия или отвержения. Поэтому мы так страшимся оценивания и обесценивания и так сильно привязаны к общепринятым правилам и нормам поведения.
И, наконец, самое главное: от того, что мы проинформированы об этом психологическом феномене абсолютно ничего не меняется. Это у нас в костном мозге.
Большинство из нас, те самые 95 – 98%, не способны действовать без оглядки на «авторитеты», «правила», «законы», «утвержденные Министерством образования в качестве учебника».
… Однако, времена «дикой природы» остались позади. И в более современной интерпретации формулировка страха публичной оценки теперь звучит так: «Горе от ума» или «Что скажет княгиня Марья Алексеевна?» Суть же наших психологических реакций не изменилась. А за неадекватную реальности психологию поведения приходится расплачиваться.
(Из прошлого: отец делал мне регулярные прививки от глупости. Например, если он замечал, что болотная психология толпы начинает оказывать избыточное влияние на детскую психику, то поддразнивал меня той самой «Княгиней Марьей Алексеевной».)
… Тысячи лет назад управление стаей осуществлялось посредством разумной силы и это способствовало ее (стаи) выживанию. Во времена нынешние управление осуществляется поддержанием невежества и эксплуатации слабостей человеческой психики. И это выживанию препятствует.
Даже в такой малозначительной области современной жизни, как изучение английского языка в школе.
«Малые и сирые»
Чем менее развит человек, чем менее уверен в собственных силах, тем более он подвержен влиянию этого инстинкта. А не является ли предыдущее предложение кратким психологическим портретом любого ребенка, изучающего английский в школе?! И не на эту ли ахиллесову пяту психологии ребенка давят полу — придурковатые методисты современного школьного образования, напичкивая в общем-то простой предмет искусственными грамматическими трудностями?
… Все-таки изложение мыслей на бумаге — действительно замечательный и удивительный метод!
Я просто хотел написать статью об изучении английского языка в школе с примерами и анти — примерами. Но процесс тем и хорош, что начинаем его мы, а далее он уже следует его собственной, внутренней логике. На поверхность всплывают вещи, невидимые с первого взгляда. И если это и не называется «пониманием», то находится с ним в очень близком родстве.
Однако психология – психологией, но пора вернуться к грамматике и прямо заявить: грамматика не только полезна, но и вредна. Неумелое, неграмотное ее применение дает «языковому сообществу» отличную основу для оценивания и обесценивания ученика.
В примере с двумя группами, «изучавшими английский в стране языка», именно грамматика явилась той «неведомой силой», которая девальвировала инвестиции в языкознание.
Продолжим позже … Открытй вебинар: «ТЕХНОЛОГИИ ВЫЖИВАНИЯ VS Технологий подавления»