Речь, конечно, не об акустике и не о чистоте ушных раковин. Это решается чтением «Мойдодыра».
Отношения «ребенок — родитель» штука обоюдоострая, хотя бы потому, что участников двое. И оба остры на язычок, особенно, когда дети вступают в определенный интересный возраст.
— «Не огрызайся!» — мне приходилось слышать это неоднократно.
В другой версии:
— «Ну на все у него есть ответ!»
— «А что, это плохо? («плохо, что я такой умный?» — это не озвучивалось, но было ясно написано на моей нагловатой физиономии и, думаю, легко считывалось мамой). С отцом такие вольности, естественно, не дозволялись).
На фига попу баян?
А ребенку лишнее напряжение.
Приходилось вам слышать что-нибудь вроде:
— «Зачем я буду напрягаться сейчас ради какого-то эфемерного будущего?»
Уверен, что буквально не слышали, но контекст наверняка считывали в «задушевных» беседах со своим ребенком. В попытках мотивировать его на учебу.
Мотивация: педагогическое «МММ»
Мотивация — это педагогическое МММ. Много шуму, реклама, а выхлоп … Нет, не нулевой. Я же сказал: МММ. Даже если не участвовали, то наверняка наслышаны, чем обернулись инвестиции «не халявщика, а партнера» Лени Голубкова.
Я давно размышляю об этом (дольше, чем живут некоторые из моих читателей к моменту написания этой статьи) и вот к чему пришел. Скажите, насколько сильно вас нужно мотивировать, когда вы увидите мешок с золотыми червонцами, а неподалеку еще пару потенциальных богачей, зная, что только один из вас реализует подвернувшуюся возможность оказаться вдали от многострадальной отчизны, на белом песке, в окружении длинноногих мулаток (или мускулистых мулатов — смотря какой у вас гендер)? Или если за вами вдруг с рычанием побежала собака?
В общем идею уловили.
Так почему с детьми такое непонимание?
Им же русским языком говоришь: «Не будешь учиться — пойдешь работать на свежем воздухе!» А сначала в доблестную армию. Или: «Замуж за балбеса хочешь, чтобы он тебе всю жизнь испортил!?»
Опять идею уловили.
Никто не дурак
И ведь вот что особенно непонятно: в этом смысле никто из нас не дурак! Никто не хочет «на свежий воздух!» И «замуж за охламона» тоже не стремится. Но все делает будто специально, чтобы именно это и случилось…
Возникает классический китайский вопрос: ну почему?!! Он что — сам себе враг?
Отвечаю в порядке поступивших вопросов. «От недопонимания причинно — следственных связей» «Нет, не враг. Просто так он (она) понимает собственное благо»
«Опыт учит». В самом деле?
У меня довольно насыщенная трудовая биография. Я и остепененный, и завлабствовал, и директорствовал, теперь консультирую. Жизнь повидал и очевидно, что поднялся в верхние доли процента социальной успешности. «И какой отсюда вывод»,- спрашиваете?
Такой, что опыт мало чему учит, хотя создается иллюзия, что это так.
Однажды я задал сам себе вопрос и сам же ответил.
Если бы в любой момент прошлого меня спросили, чем я буду заниматься в следующие 3 — 5 лет, то в ста процентах случаев я бы дал неверный ответ!. В 100%.
А что говорить про ребенка, который глуп по-определению!? И не дурак ли тот, кто пытается мотивировать его, апеллируя к тому самому «эфемерному будущему», которое совершенно неопределенное! «Предсказывать очень трудно, особенно предсказывать будущее» Н. Бор
Но вся наша мотивация построена исключительно на этом зыбком основании! (Про «педагогическое МММ» я вообще молчу — там все так серьезно, иногда даже за деньги и так глупо, бесполезно и часто просто вредно).
Если вы близко подошли к состоянию просветления, то, задумавшись о том, что я напишу дальше, можете его достичь. Иначе встанете в тупик или испытаете беспомощность или раздражение.
Много цитат о том, что «если хочешь знать будущее — изучай прошлое». Всех их объединяет одно — звучит красиво, но это неправда.
История никогда не повторяется, разве что в виде «диалектической спирали». Но этого «маловато будет», когда интересует конкретная человеческая жизнь, а не законы мироздания.
Так что забудьте.
Вспомните свое прошлое — насколько «оттуда» вы могли предсказать «сейчас»? Только не попадитесь в «ловушку ретроспекции».
Ладно, я понимаю, есть «Общечеловеческие ценности»: здоровье, ум, образованность. Но взгляните на историю. Как насчет «высоко образованного» Форда — старшего? Дальше не буду, сами найдете подходящие аналогии.
Идею уловили.
Мир неопределенности
Не все так просто в жизни, как в учебниках.
Есть, конечно, «Нечто», но выразить его, определить и специально развить весьма проблематично. Идя «от обратного», можно кое-что нащупать: пить, курить, сквернословить — эти привычки не способствуют успеху. Так ведь?
Нет, дамы и господа, и это не сто процентов.
Все очень зыбко. Наша вера в нашу способность «мама лучше знает» — иллюзия. Просто мы генетически не приспособлены к жизни в мире неопределенности, вот и пытаемся подвести теорию ко всему. Но ни одна из этих теорий — ни психологическая, ни педагогическая — не работает. Ну не работает — и все!
Но «успешные кейсы» глупым покажут. И расскажут, как сумели «мотивировать». А вы послушайте и постарайтесь не попасть в «ловушку выжившего».
Опора на что-нибудь более основательное
Суть в том, что «глупые по-определению» дети, подростки все эти штуки пока не разучились чувствовать. Поэтому и не понимают наших железобетонных мотивирующих аргументов.
Апеллировать к будущему — не вариант в воспитании. Требуется более надежное основание.
Думаете, скажу: «опора на настоящий момент»? Так и его не существует, если глубже копнуть! Либо покажите мне его
А что тогда?
Такая есть мысль в восточных философиях. По-простому она звучит так: «все наоборот» .
А по-сложному сейчас не буду.
Самое надежное основание может казаться самым зыбким.
Например, им может оказаться любовь.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Статья на моем канале Дзен