«Нет ничего практичнее хорошей теории»
(Р. Кирхгоф)
«Школьное обучение ребенка – это эксперимент,
который не суждено провести дважды»
(Виктор Буторов)
(А то что же это такое? Как цитата – так обязательно какой-нибудь великий … Я тоже иногда способен высказаться!.. В конце концов – это мой сайт!!! )
И задача этого сайта – практичная, важная и неотложная. Школьное обучение ребенка – это эксперимент, который действительно не получится провести дважды. Он или получится или нет.
По этой причине весьма рискованно полагаться на волю случая. А тем более – на совершенно деградировавшую систему современного школьного образования. И приделан к названию школы эпитет – приманка: «элитная», «лучшая», «частная», «гимназическая» или нет — сути дела не меняет. «Почему?», — спросите Вы.
Потому, что в таких сферах, как наука и образование наличие соответствующей школы является определяющим. В данном случае я употребляю термин «школа» в позитивном смысле.
Никогда не видел розу, произрастающую на неухоженных, заросших бурьяном пустырях. А Вы?
Это великие открытия делаются в одиночку. А уровень поддерживается коллективно. Чтобы такие школы – научные, образовательные – сформировались, требуются десятилетия. Минимум. Но разрушить их можно, как показывает передовой российский опыт, за несколько лет.
Перестройки.
Интеллигенты – реформаторы школьного образования
Вспоминается классическое: «слесарь – интеллигент со средним образованием … и лицом оперного дьявола, которого временами настигала стихия реального действия». Результаты деятельности товарища Полесова и реформаторов школьного образования очень схожи.
-
В первом случае – безумный мотоцикл, собранный Виктором Михайловичем из кусочков огнетушителей, взорвавшийся при первой поездке со страшным шумом и клубами дыма.
-
Во втором – современное школьное образование, собранное из разрозненных кусочков знания настоящего, которое развалилось у нас на глазах.
Российское образование разрушено, нет смысла это доказывать. И оно быстро зарастает сорняками. Сорняками неквалифицированных, воровато — глуповатых чиновников.
Ой! Все – таки сорвалось с языка … А ведь не хотел же!
«Заставь дурака Богу молиться»
Вот Вы не верите, в то, что я верю в то, что умные и честные чиновники есть. А я верю. В конце концов, случайности случаются. Но такая вера требует от меня немалой душевной силы.
… Язык вообще устроен так, что мы вынуждены постоянно обобщать. Если я не называю определенных имен, я вынужденно говорю о явлении в целом. Судить о котором я могу только по конкретным проявлениям.
Хитромудрые чиновники уловили это (думаю, не сами) и теперь хотят запретить всякий критический анализ подобных явлений. Мол, как Вы можете бросать тень на безукоризненно чистую систему образования из-за отдельных небольших пятнышек? Не зря в народе о таких говорят: «Собственной тени боится». Собственной тени не боятся только сильные. Напротив,они вглядываются в нее — с намерением разглядеть.
Чего ее пугаться-то, если совесть чиста и умишко работает нормально? Ну, скажет обо мне кто-то из прочитавших эту статью: мол дебил какой-то из-за угла мешком пришибленный … Ну и что? Я с достоинством отвечу: сам дурак! И поинтересуюсь: чего такого нелогичного обнаружил он в моем повествовании? Какие факты не соответствуют действительности. Подискутируем, придем к выводам, улучшимся оба.
Но это не их метод… Их метод –
«Держать и не пущать!»
… По сообщениям «Известий», депутаты вознамерились защитить школьных учителей от насмешек, приравняв их к представителям власти. Под страхом уголовной ответственности запретят насмешки, упреки в некомпетентности и всяческие поучения в отношении педагогов.
… «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Можно было и не брать в кавычки: уровень образованности депутатов, внесших такой законопроект вряд ли позволит им идентифицировать цитату из М.Ю Лермонтова. Однако, пока не запретили – следует поспешать.
…И все-таки это хороший метод: заставить «интеллигента со средним образованием», да еще обличенного властью, сделать что-нибудь конкретное. Шуму и дыму не оберешься …
Насчет дыма: реализацию нового закона предлагаю начать с публичного сжигания книг М.Е.Салтыкова-Щедрина и Л.Н.Толстого: они самые вредные. Что, в сравнении с их язвительными литературными полотнами мои короткие эссе о школьном образовании!..
А у нас — другой метод…
… Мне самому часто хочется если и не все, то хотя бы сразу. Однако я хорошо понимаю, что это кратчайший путь к «ничего и никогда». Поэтому я описываю контекст. И если это получается, то конкретика вскоре начинает сыпаться из него как из рога изобилия. А без такой подготовки – сизифов труд: пота много, а результата никакого.
И вот, совершенно неожиданно, в следующей статье я предложу, таки Вам, претерпевшим муки прочтения, метод. Очень простой и, поэтому, очень практичный метод.
Ибо, как заметил Мао Цзэдун, «Можно хоть сто лет на словах проповедовать соединение теории с практикой, но если не связывать теорию с практикой на деле, то от такой проповеди никакой пользы не будет».
Без шуток.