Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Слово — тень дела.
Демокрит

Обучение в школе: взгляд профессионала

/ Просмотров: 969
Обучение в школе: взгляд профессионала
"Наибольшие изменения производят
наиболее простые мысли"
кажется, Л.Н.Толстой

Давайте сопоставим три факта:

  • любой родитель или школьный учитель понимают математику 1-3 класса. Они способны решить задачу о васильках и ромашках, сложить - разделить два числа, они знают таблицу умножения.
  • Большинство школьников испытывают трудности с пониманием математики уже в начальной школе.
  • Большинство родителей помогают своим детям с домашними заданиями.
  • У Вас еще не появилось чувство некоторого изумления?

    Тогда продолжим.

    Когда речь заходит о "Высоких материях", например, о высшей математике, мы с легкостью объясняем ее непонимание "Сложностью" предмета.

    Допустим, высшая математика сложна ... Но из чего складывается эта сложность?..

    Чтобы решить сложную проблему мы инстинктивно ищем сложные решения, что кажется нам логичным.

    Например, для подготовки ребенка к поступлению в ВУЗ мы ищем "остепененного" репетитора с опытом научной работы в "Серьезном" месте. Это выглядит разумно, придраться не к чему ...

    Но если бы у нас была хоть капля ума, то мы смогли бы понять ...

    Ну ладно, с "Каплей" я, как всегда, перегнул.grin

    ... Разумный огородник, обнаружив, что растения чувствуют себя неважно, скорее озаботился бы состоянием почвы или корневой системы, нежели двух верхних листочков ...

    Глубокое понимание

    Возможно, он просто проверил бы влажность почвы и полил при необходимости. В 80% случаев это решает "Проблему". Для односельчан выглядело бы странным, если бы он немедленно запряг лошадь и поехал на прием к районному агроному. Узнав об этом, соседи посоветовали бы ему лучше записаться на прием к районному психиатру.

    Звучит смешно и даже глупо.

    Но именно так поступает большинство родителей, нанимая своим детям, не понимающим математику в школе, "Унесенных математикой" репетиторов ...

    Что здесь не так?

    Трудно объяснять простые вещи ...

    Послушайте: если Вы понимаете, как вычесть одно число из другого, как решить примитивную задачу по математике за 1-2 класс, то почему Ваш ребенок не понимает этого? Даже после Ваших многочисленных объяснений?

    Почему он не понимает этого после объяснений школьного учителя, который вполне способен посчитать свою зарплату и доход от репетиторства?

    - "Значит я не умею объяснить так, чтобы он понял", - стандартный ответ.

    Но значит и школьный учитель тоже не умеет?..

    И почему Вы думаете, что титулованный (формально) математик сможет объяснить лучше?

    - "Потому, что он профессионал"

    Профессионал в чем именно?

    Сколько гениев математики вышли из его мастерской?

    Начинаете чувствовать разрыв в логике или еще нет?

    Я знаю двух мальчиков-ровесников, которые несколько лет ходят в один шахматный клуб (не шахматную школу). Одному из них папа-чиновник полтора года назад нанял тренера - чемпиона Москвы, призера первенства России. Но сын чиновника как проигрывал, так и продолжает проигрывать своему товарищу ...

    Профессиональное обучение

    ... Разрыв в уровне понимания математики

  • между Вами и Вашим ребенком-первоклашкой
  • больше, чем

  • разрыв в уровне понимания шахмат тем чемпионом и мальчиком-шахматистом.
  • Но результаты схожи ...

    ... Анджело Данди, супер - тренер, подготовивший таких звезд, как Мохаммед Али, Джорж Форман и еще полтора десятка легендарных чемпионов сам никогда не выходил на ринг - даже как любитель!...

    Супер-учитель

    Если бы Вы искали своему ребенку тренера - кого бы Вы выбрали:

  • чемпиона мира или
  • неизвестного никому ... даже не спортсмена?
  • В каждом конкретном случае могло произойти все, что угодно ... Но статистически Вы бы ошиблись! И в этом одна из ловушек ума: мы не запрограммированы мыслить статистически ...

    ... Я же говорил, что простые вещи объяснять сложнее всего ...

    Парадокс, основная фишка, главный секрет, священный Грааль обучения лежит вовсе не в способности делать то, чему учишь.

    Секрет обучения в:

  • глубоком понимании психологии человека.
  • способности заполнить разрыв непонимания, сделать так, чтобы ученик понял и смог сделать то, что ты сам возможно, не умеешь делать профессионально ...
  • Вот так неожиданно и странно:

    чтобы научить понимать математику, нужно глубоко понимать психологию, а вовсе не математику ... Ведь мы с Вами уже выяснили: в школьной математике и понимать-то особо нечего ...
    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.