Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Все свое я ношу с собой.
Ксенофан

Ода постепенности

/ Просмотров: 1380
Ода постепенности
«Тише едешь – дальше будешь»
народная поговорка
«Скорость ни разу никого не убила,
внезапная остановка… вот что убивает
»
Джереми Кларксон
«…Вот почему я не стремлюсь к немедленному пониманию:
жизнь научила меня, что это самый быстрый путь
» Виктор Буторов

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!», - воскликнул Поэт.

«Что за прелесть эти афоризмы!», - воскликну я вслед за ним. «Каждая - как отдельный кусочек мозаики! Пока не узришь цельную картину – ничего не поймешь, только больше запутаешься!..».

…Всякий раз, соприкасаясь с мудростью, запечатленной в пословицах, поговорках, афоризмах, я чувствую этакое особенное чувство… как бы объяснить точнее… Как будто электричество пробегает по моему телу, приятно щекоча его.

Как ни крути , все-таки велика разница между мной и Ними. Даже если Они – великие народные Анонимы. А разность потенциалов, как известно, способствует движению заряженных частиц, которые, собственно, и щекочут мое тело, вызывая в нем приятные и возвышенные ощущения.smile

Одним словом, ничего личного. Психофизиология.

А у Вас такое бывает?

Если чуть серьезнее, то всякий раз сталкиваясь с излишней категоричностью, я обостряю свое внимание. Мир очевидно не черно-белый. Но даже если и черно-белый, должна присутствовать как минимум другая сторона. А иначе - откуда взялась сама категоричность?

Розы, холод и мозаика

… Садовник, высадивший розы в открытый грунт, надеется, что заморозки уже позади. Таежник,  запасы которого на исходе, рассчитывает, что морозы продержатся еще некоторое время и по зимнику прибудет обоз с провизией.

Роза, высаженная в грунт

В уме садовника, склонного к философствованию, вполне вероятно возникнет образ, в котором апрельские утренники будут ассоциироваться с чем-то нежелательным. Суровый таежник напротив, нарисует картину спасительного холода, сильного и чистого, как сама Природа.

Оба будут правы. Но если, пообщавшись с нашими философами, мы применим полученную мудрость к жизни, то – вот незадача! – непременно окажемся в положении тех самых «неграмотных, но умеющих читать». В положении большинства выпускников современных школ, напичканных разношерстной и практически бесполезной информацией. Классическое «Забудьте все, чему вас учили в школе» сегодня актуально как никогда раньше.

… ...Глядя на кусочек мозаики, красивый, блестящий, разноцветный, трудно сказать что-то определенное о его месте и назначении в общей картине. Следуя застывшим истинам, пусть даже изреченным действительно великими людьми, можно продвинуться не дальше ближайшего тупика.

Марк Твен предупреждает об опасности традиционного школьного образования

Проницательный и остроумный Марк Твен предупреждал:

"Будьте осторожны, когда читаете книги о здоровье: опечатка может стоить вам жизни."

Принимая на веру прописные истины образования, мы рискуем, потратив массу времени, нервов и денег, воспитать очередное социальное насекомое. Слабо соображающее, неуспешное и несчастливое. Совсем не то, на что мы рассчитывали при рождении нашего любимого чада.

…И все-таки, что же насчет постепенности? Как двигаться, чтобы и людей не насмешить и достичь желанных целей в ограниченный жизнью промежуток времени?

Часы с кукушкой и крик петуха на заре

Когда мы слышим о «постепенности», какие возникают мысли? Спросите друзей, и – я гарантирую – в более чем 95% случаев, прямо по Зигмунду Фрейду, Вы получите ассоциацию «медленно» в разных словоформах. Будто кто-то неведомый заменил в нашем уме «постепенность» совсем другим понятием.

Однако я уже упоминал о гениальных тихоходах вроде Эдисона, Эйнштейна, Эриксона. Меня лично прямо таки умиляет замечание Милтона Эриксона о своей сестре. (Известно, что сам Эриксон, как, впрочем, и Эйнштейн, заговорил после 4 лет). «Моя сестра заговорила в 2 года, но до сих пор так ничего и не сказала». Камешек, между прочим, в огород сторонников «раннего развития ребенка».wink

Кажется, что совсем не раннее развитие помогло этим парням наследить в человеческой истории. И, представляется, что скорость не была главным двигателем их успеха.

Кукушка, создающая время

Если кто-то думает, что время – это то, что выдает нам птичка из часов, он также должен быть уверен и в том, что наше небесное Светило всходит по утрам от того, что кукарекает петух.oh oh

Ловушка для дураков

Очень сомневаюсь, что упомянутые мною тугодумы заботились о течении «кукушечного» времени, когда создавали свои физические, технические и психологические шедевры.

А вот методологи, «гуру» современного образования, совершенно точно попались в эту ловушку для дураков. Скорость и прямолинейность прохождения учебного материала ассоциируется в головах сих ученых мужей и дам с эффективностью обучения. Чего стоит сам термин «успеваемость», органично вплетенный в полотно современного школьного образования! Из под его корня «успеть» проглядывает образ той «часовой» птички, обеспокоенной тем, чтобы успеть вовремя сплавить свои яйца более этичной наседке – и быть таковой… Так и школа «выпускает» своих учеников, «сплавляя» их в более приближенную к реальности жизнь. К определенному сроку.

«Кто не успел – тот опоздал. Только вот вопрос: куда опоздал? И стоило ли так спешить?

«Незнаемая прямизна наводит на кривизну»

Предположим, я захотел научить человека печь блины.

Я вполне способен запланировать такой результат и достичь его: плюс – минус. Думаю, за пару часов можно научить печь блины практически любого. Не супер - блины, но, все же – блины: нет предела совершенству.

Однако сложное блюдо, в состав которого входят больше ингредиентов, чем мука, соль и вода, требует иного подхода. По-настоящему прекрасный вкус и неотразимый аромат возникают в результате сложного, а главное - гармоничного - сочетания множества малозаметных в отдельности вкусов и запахов.

Сложные системы требуют вдумчивого и деликатного обращения. Управленцы знакомы с проблемой планирования работы программистов высокого уровня. Проблема состоит в том, что их работу вообще нельзя планировать.LOL При этом иногда они все-таки выдают неплохие результаты. Взять хотя бы тот браузер, в котором Вы читаете эту статью.

Можете Вы представить себе Эйнштейна, выдающего «на гора» очередную версию общей теории относительности к такому-то числу? Или Милтона Эриксона, сумевшего понять очередную закономерность человеческой психики к 31 декабря с.г. – согласно утвержденному темплану института? А Эдисона, сотворившего лампочку накаливания точно с 70-й попытки, как и планировалось - к 70-й Годовщине Великого Октября?

Но ведь именно такое «планирование» находится в самой основе современного школьного образования! А человек – ну никак он не проще, чем изысканное блюдо французской кухни …

Черный ящик, карты ума и движение по азимуту

Черный ящик образования

Знаете, что такое «черный ящик»? Это система, внутреннее устройство которой исключительно сложное, а внутренние взаимосвязи и законы функционирования неизвестны. Единственный метод, который пригоден для изучения черного ящика – изучение реакции системы как целого на изменяющиеся внешние условия.

Человек, ученик – это, несомненно, «черный ящик». Да еще какой черный!.. Даже если мама и моет ему руки и уши перед школой.LOL

Если Вы не просто прочитаете этот абзац, а действительно представите концепцию черного ящика применительно к Вашему ребенку, покрутите – повертите эту картинку в уме, то многое сможете увидеть по-иному в школьном процессе.

Мы действительно не знаем, как устроен человек. По крайней мера я - точно не знаю (может быть, в министерстве образования знают). Но как тогда вообще мы можем устанавливать какие-то сроки и маршруты?!!

Все, на что мы можем влиять – это условия функционирования системы. Если система работает неудовлетворительно (а школьное образование определенно работает неудовлетворительно), то нужно что-то менять. Смотреть, как работают похожие системы, и пробовать, пробовать, пробовать. Пока результат не станет лучше.

Образование - это движение по азимуту

…Обучение человека должно больше напоминать движение по азимуту, нежели по карте. Возможно задавать направление и поддерживать его, вихляя из стороны в сторону. Но абсолютно невозможно проложить маршрут по заранее известным дорожкам и при этом достичь цели к запланированному сроку. Одиннадцатому классу, например. 1-й и 2-й законы Архимеда - Буторова вряд ли позволят осуществиться такому «образованию».

«Под гору вскачь, а на гору хоть плачь»

Не покажусь оригинальным, если отмечу, что катиться вниз гораздо легче, чем взбираться на гору. Второй закон термодинамики намекает, что в замкнутой системе энтропия, то есть беспорядок, возрастает. Деградация, ухудшение происходят сами и очень быстро. Взять хотя бы нашу молодость и здоровье … Прогресс же и  улучшение требуют постепенных и осмысленных изменений.

Сегодняшняя школа, судя по полезности ее «выхлопа» – практически замкнутая система, «вещь в себе» и для себя. А постепенность и осмысленность в ней все более замещаются скоростью («успеваемостью») и механистичностью (ЕГЭ). Беспорядок в умах школьников от этого только разрастается. Учебные же часы, упакованные в «программы прохождения» и методы оценки «успеваемости» служат катализаторами этого процесса.

«Не переведя дух, дальше ворот не добежишь»


Тем более, что я действительно приучил себя не форсировать процессы понимания важных вещей. Жизнь показывает, что это самый быстрый и прямой путь. А образование моего сына – вещь важная и отложить ее «на потом» не получается».

Посему сделаем паузу, имея в виду, что эта статья – о постепенности.smile

Смотрите в следующих сериях:

Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.