Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Новые взгляды сквозь старые щели.
Г. Лихтенберг

Наивная педагогика начальной школы

/ Просмотров: 1286
Наивная педагогика начальной школы

Мне нравятся западные психологи: многие из них весьма сообразительные ребята. Проведут какой-нибудь психологический эксперимент, не потратив ни цента и ...

... Но наши тоже молодцы: лет эдак через десять в России зарождается новое научное направление, совершается "революционный прорыв", который, естественно, финансируется из бюджета ...

Даже наука такая появилась: "Психология финансов"cheese

Как, например, фонематические программы Эльконина в Российском образовании, в корне изменившие подход к обучению детей в начальной школе.

... Если неумелый садовник тихонько копается в саду за повременную оплату - это не беда. Но когда его шаловливые ручки добираются до корневой системы ... растения начинают массово болеть и чахнуть, пока не сгинут совсем.

Неумелые садовники российского образования

Происходящее в Российском школьном образовании - отголосок "революции", творцами которой около 30 лет назад выступили некоторые "передовые" советские (ныне - российские) педагоги. И, догадываясь, как устроена российская педагогическая "наука" я провел собственное расследование с целью обнаружить где они услышали "звон", который "творчески переработали" своими бэтмановскими умами в фонематические программы обучения детей чтению.

И я обязательно расскажу об этом несколькими статьями позже.

А сейчас - о психологическом эксперименте, поставленном в Стэнфордском университете (США) настоящими психологами.

Наивная самоуверенность

В конце 80-х годов 20 века некто Э.Ньютон провела психологический эксперимент из числа тех, что я называю "Кухонные".

"Кухонный" или "На коленке" указывает на простоту и доступность таких экспериментов - отнюдь не на их невысокий научный уровень. Напротив: у меня такое ощущение, что все самое интересное в науке было сделано именно "На коленке"

Испытуемым давали список, составленный из нескольких популярных мелодий, и просили, напевая в уме, параллельно выстукивать мелодии костяшками пальцев по столу (видимо, кухонномуgrin ). Предварительно испытуемых просили оценить вероятность того, что представители другой группы, не знакомые со списком, правильно идентифицируют хит.

Психологический эксперимент: наивная самоуверенность в образовании

Рассуждая логически, меломаны оценивали вероятность "признания поклонниками" их музыкального таланта как 50:50.

На мой взгляд, явно завышенная оценка: если бы вероятность признания в шоу-бизнесе была столь высока, то я давно ушел бы в барабанщики ...

Однако реальность (как и в шоу-бизнесе) оказалась более суровой:

  • в среднем только 2,5% находили соответствие между общеизвестным хитом и его ритмическим отражением в уме испытуемого, спроецированным на стол костяшками пальцев.
  • Ох уж эти магические "Два процента", о которых мы не раз говорили, описывая профессионалов и неудачников. В том числе в книге "Скрытые причины и парадоксы детского непонимания".

    Наивный реализм

    ... Тот самый, что лет за сто до начала этого эксперимента классики марксизма характеризовали как "Вульгарный" и "Механистический".

    Западные психологи тоже не без греха: любят приклеивать старым трюкам новые этикетки ...cheese

    Я описал именно этот эксперимент потому, что каждый может его повторить. Эксперимент не требует сложного оборудования и даже педагогического или психологического образования. Любой, повторив его, может осознать главную трудность обучения ребенка в начальной школе.

    И это уже - без шуток.

    Авторы эксперимента назвали этот вид когнитивного (познавательного) искажения "Overconfidence", что можно перевести, как "Чрезмерная доверчивость", переходящая в слепую веру.

    Другие психологи обозначают этот феномен термином "Наивный реализм".

    Но какое это имеет отношение к проблемам обучения детей в начальной школе?

    Решение задач - очевидное или невероятное?

    Наивная самоуверенность учителей

    Почему люди давали столь завышенную оценку узнавания мелодий - сложных гармонических комплексов - по обрывочным кускам, точнее, по производным непонятного порядка обрывочных кусков?

    Ответ содержится в названии когнитивного искажения, ошибочного восприятия действительного положения вещей, присущего любому из нас.

    Другие люди, такие же, как они, демонстрировали странную неспособность делать то, что первым казалось очевидным и элементарным.

    Наивная методическая безграмотность учителей

  • Как решение задач начальной школы по математике, которые кажутся школьным учителям легкими только потому, что у них есть готовый ответ с последних страниц учебника ...
  • (Не так важно - в конце этого учебника или методических указаний или еще откуда ...).

  • Готовый ответ, который маячит перед их умственным взором и который они пытаются "выстучать" во время урока, чтобы малолетние дети "услышали" то, что взрослым дядям и тетям кажется очевидным .
  • Повторюсь: проблема не в отдельных учителях, "умных" или "глупых".

    Проблема школьного образования это общеметодологическая проблема непонимания официальной педагогикой природы знания и сути обучающего процесса.

    Которую некоторые психологи пытаются выяснить.

    В терминах УК: непонимание, которое либо

  • со злым умыслом внедрено в ткань школьного образования,
  • либо есть акт "добросовестного заблуждения".
  • Кому как нравится думать ...

    Хорошие плохие школьные учебники

    Школьные учебники

    Является ли сказанное домыслом, игрой слов или похоже на правду?

    Можно взять любой школьный учебник, например учебник по математике Моро или Петерсон, и попытаться обнаружить там методы решения задач.

    Не шаблоны, которые следует

  • запомнить и
  • в нужный момент приложить
  • к нужному месту
  • определенным образом.
  • Не "Методы решения типовых задач", которые почему-то отказываются работать, если место, время или форма чуть изменяются ...

    Официальная педагогика не знает, как научить детей искать и находить пути решения неизвестных задач.

    И, кажется, что она и не ставит вопрос таким образом ...

    И является ли вообще задачей то, что заранее известно?

    А для тренировки памяти лучше учить наизусть и декламировать стихи Александра Сергеевича.

    Поэзия приятнее, чем типовые ответы "типовых" задач, как Вы думаете?.


    Большинство учителей искренне (и с профессиональной точки зрения - наивно) полагают:

  • если им что-то известно, то как могут этого не понимать другие?
  • Как могут дети в первом-втором классе не понимать столь простые задачи?!..
  • И они злятся, ставят плохие оценки, клеят детям ярлыки "неспособности" и ...

    И ... 98% из них не могут решить задачу "Про блинчики" из предыдущей статьи - за отведенное время.

    А если увеличить число блинчиков с 7 до, скажем, 700 ... "Блинную" на углу у них точно открыть не получится.cheese

    Когда я вернусь к обсуждению результатов математической олимпиады "Кенгуру", то расскажу, как решаются некоторые из "не типовых" задач, представляющих сложности не только для детей, но и для учителей ...

    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.