Мне нравятся западные психологи: многие из них весьма сообразительные ребята. Проведут какой-нибудь психологический эксперимент, не потратив ни цента и …
… Но наши тоже молодцы: лет эдак через десять в России зарождается новое научное направление, совершается «революционный прорыв», который, естественно, финансируется из бюджета …
Даже наука такая появилась: «Психология финансов»
Как, например, фонематические программы Эльконина в Российском образовании, в корне изменившие подход к обучению детей в начальной школе.
… Если неумелый садовник тихонько копается в саду за повременную оплату — это не беда. Но когда его шаловливые ручки добираются до корневой системы … растения начинают массово болеть и чахнуть, пока не сгинут совсем.
Происходящее в Российском школьном образовании — отголосок «революции», творцами которой около 30 лет назад выступили некоторые «передовые» советские (ныне — российские) педагоги. И, догадываясь, как устроена российская педагогическая «наука» я провел собственное расследование с целью обнаружить где они услышали «звон», который «творчески переработали» своими бэтмановскими умами в фонематические программы обучения детей чтению.
И я обязательно расскажу об этом несколькими статьями позже.
А сейчас — о психологическом эксперименте, поставленном в Стэнфордском университете (США) настоящими психологами.
Наивная самоуверенность
В конце 80-х годов 20 века некто Э.Ньютон провела психологический эксперимент из числа тех, что я называю «Кухонные».
«Кухонный» или «На коленке» указывает на простоту и доступность таких экспериментов — отнюдь не на их невысокий научный уровень. Напротив: у меня такое ощущение, что все самое интересное в науке было сделано именно «На коленке»
Рассуждая логически, меломаны оценивали вероятность «признания поклонниками» их музыкального таланта как 50:50.
На мой взгляд, явно завышенная оценка: если бы вероятность признания в шоу-бизнесе была столь высока, то я давно ушел бы в барабанщики …
Однако реальность (как и в шоу-бизнесе) оказалась более суровой:
Ох уж эти магические «Два процента», о которых мы не раз говорили, описывая профессионалов и неудачников. В том числе в книге «Скрытые причины и парадоксы детского непонимания».
Наивный реализм
… Тот самый, что лет за сто до начала этого эксперимента классики марксизма характеризовали как «Вульгарный» и «Механистический».
Западные психологи тоже не без греха: любят приклеивать старым трюкам новые этикетки …
И это уже — без шуток.
Авторы эксперимента назвали этот вид когнитивного (познавательного) искажения «Overconfidence», что можно перевести, как «Чрезмерная доверчивость», переходящая в слепую веру.
Другие психологи обозначают этот феномен термином «Наивный реализм».
Но какое это имеет отношение к проблемам обучения детей в начальной школе?
Решение задач — очевидное или невероятное?
Наивная самоуверенность учителей
Почему люди давали столь завышенную оценку узнавания мелодий — сложных гармонических комплексов — по обрывочным кускам, точнее, по производным непонятного порядка обрывочных кусков?
Ответ содержится в названии когнитивного искажения, ошибочного восприятия действительного положения вещей, присущего любому из нас.
(Не так важно — в конце этого учебника или методических указаний или еще откуда …).
Повторюсь: проблема не в отдельных учителях, «умных» или «глупых».
В терминах УК: непонимание, которое либо
Кому как нравится думать …
Хорошие плохие школьные учебники
Является ли сказанное домыслом, игрой слов или похоже на правду?
Можно взять любой школьный учебник, например учебник по математике Моро или Петерсон, и попытаться обнаружить там методы решения задач.
Не шаблоны, которые следует
Не «Методы решения типовых задач», которые почему-то отказываются работать, если место, время или форма чуть изменяются …
И является ли вообще задачей то, что заранее известно?
А для тренировки памяти лучше учить наизусть и декламировать стихи Александра Сергеевича.
Поэзия приятнее, чем типовые ответы «типовых» задач, как Вы думаете?.
А если увеличить число блинчиков с 7 до, скажем, 700 … «Блинную» на углу у них точно открыть не получится.
Когда я вернусь к обсуждению результатов математической олимпиады «Кенгуру», то расскажу, как решаются некоторые из «не типовых» задач, представляющих сложности не только для детей, но и для учителей …