«Мне пришла мысль в голову;
отчего её не высказать?»
(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
Если бы проблему, которую я собираюсь затронуть, удалось эффективно разрешить, это свело бы практически к нулю значимость всех остальных вопросов современного школьного образования.
И именно поэтому решить ключевую проблему обучения в рамках системы современного школьного образования невозможно<.
Потому я коснусь ее только слегка. Преимущественно посредством метафор.
Психология общения = психология обучения
Для взрослого человека очевидно, что эффективное общение с другими людьми решает большую часть наших проблем.
-
Например, проблем личной жизни, генерирующих более всего эмоций и являющихся видимой причиной счастья или страдания.
-
Или проблем финансовых, выпрыгивающих на первый план, как чертик из табакерки. Особенно когда мы терпим фиаско в личной жизни.
…Вспоминая школьные годы, я с удивлением обнаруживаю, что более всего преуспел в тех предметах, учителя которых вызывали во мне наибольшую симпатию. С чего бы это?
Какая, собственно, связь, между пониманием физических законов или глубин русской литературы и личностными качествами школьного учителя?
И, заметьте, я даже не упомянул об их (учителей) физических или литературных способностях …
Эмоции, общение, обучение
Все мы люди, все мы человеки. И все мы испытываем эмоциональные реакции. Которые или способствуют межличностному общению, или затрудняют его.
… Эмоциональное отношение вызывает у нас желание:
-
смотреть и видеть.
-
неприязненно отворачиваться.
А скажите на милость, как вообще можно чему-то научиться, не глядя на предмет?
Но, с другой стороны, как заметил великий Йоги Берра: «Многое можно увидеть, просто глядя».
И чуть — чуть пошевелив мозгами, мы вдруг озаряемся: обучение – это, главным образом, эффективное общение учителя и ученика. В процессе которого у ребенка возникает понимание предмета. Или не возникает.
И, что гораздо важнее, с течением времени формируется привычное эмоциональное отношение к изучаемому предмету, который впоследствии ребенок «понимает» или «совсем не понимает».
Научный подход к проблеме «учитель – ученик»
«Вы думаете, что все так просто?
Да, все просто. Но совсем не так»
А.Эйнштейн
Вот, кажется, мы и обнаружили решение животрепещущей проблемы образования.
Прежде всего, следует наладить общение, установить эмоциональную связь «учитель – ученик». И только затем приступать непосредственно к процессу обучения.
… Это так же просто, как ежедневно делать зарядку, бросать курить или налаживать теплые семейные отношения!..
… Оставь надежду, всяк подходящий к вопросу с этой стороны!
-
Это очень напоминает методические рекомендации, утвержденные Министерством образования и науки. Да еще под редакцией какого-нибудь «учителя высшей категории», да не дай Бог, еще и остепененного …
-
На выводы современных «ученых» – психологов, пункты заключительных глав их диссертаций по психологии обучения.
Но все это очень слабо смахивает на Жизнь, как она есть.
Если мы действительно намерены решить вопрос отношения учителя с учеником, разобраться с эмоциональными барьерами восприятия, нам следует зайти с другого входа.
Мой метод, или взгляд со стороны
Мой метод состоит в том, что если не получается найти подходящий ответ напрямую, я отхожу в сторону и заглядываю с другой стороны. Ищу области, где похожие задачи уже решены.
… Вся природа устроена по принципу подобия. На уровне концепций, аналогий все решения уже существуют. Но разнообразие форм часто вводит дилетанта в заблуждение. Особенно, если дилетант занимает высокий пост в системе образования.
Находясь в тупике и стучась лбом о стену, он все равно продолжает следовать линейной логике, набивая все новые шишки. Продолжая свои «творческие» изыскания, он приводит в полную негодность верхнюю часть туловища.
… Итак, где вопросы сопряжения конфликтующих элементов являются ключевыми, жизненно важными и потому давно и эффективно решены?
-
Например, в технике.
-
Или в армии
Если мы летаем в Космос, носимся со страшной скоростью по автострадам, достигаем океанских глубин, то, видимо, мы кое-что понимаем во взаимодействии твердых тел, из коих и состоят все вышеупомянутые технические объекты.
Если наша страна за тысячелетнюю историю смогла не потерять своей государственности, то, возможно, военные кое-что понимают в том, как налаживать эффективную коммуникацию? Возможно, им удалось нащупать какие-то механизмы, позволяющие массово обучать практически любых новобранцев? И создавать из них весьма работоспособные, эффективные армейские подразделения.