Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Молчание — добродетель дураков.
Ф. Бэкон

Современное образование: развитие или тупик?

/ Просмотров: 1008
Современное образование: развитие или тупик?

Недавно перечитал книгу мемуаров о дореволюционном образовании в России и захотел поделиться с Вами. Провести некоторые параллели между современным образованием и образованием 150-летней давности. Чтобы понять, далеко ли продвинулась педагогическая наука и не завело ли ее развитие в тупик.

...Автор мемуаров описывает частную школу. Губернский весьма недешевый пансион, предоставлявший, как бы сейчас сказали, "Широкий спектр образовательных услуг".

Хозяин школы обходился с учениками весьма жестко, временами даже жестоко: наказывал за неуспеваемость, не чураясь и физического насилия. Несмотря на это, заведение всегда было заполнено: дворяне стремились "дать детям хорошее образование".

Методы обучения

В нынешней России престижно говорить по-английски. Однако, наши прапрапрадеды ориентировались на другой берег Ла-Манша и предпочитали изъясняться на французском. Нередко - с нижегородским акцентом.

Уроки французского

Как проходило изучение французского языка в дорогой частной школе для дворянских детей?

Метод состоял в том, чтобы заставлять недорослей заучивать французские тексты наизусть. И все бы ничего, но ...

Вероятно, Вы не поверите, но особенность метода состояла в том, что детей заставляли заучивать наизусть тексты, составленные из незнакомых французских слов, без перевода, то есть без какого-либо понимания "прочитанного"!..

Угроза наказания стимулировала память учащихся и приносила свои плоды.

Сдав очередной текст, ученики тут же его забывали, чтобы высвободившееся место заполнить новым французским упражнением.

Впрочем, прежде "выученный" текст потом пересказывать никто и не требовал.

Когда-то мы восхищались способностями полковника Исаева (Штирлица), запоминавшего с одного прочтения 17 страниц машинописного текста. Но Максим Максимыч, в отличие от тех дворян, все же понимал прочитанное. Дореволюционные недоросли, в каком-то смысле, "обскакали" советского разведчика: запомнить даже одну страницу, заполненную непонятными символами - титанический труд ... Хочешь шути об этом, хочешь - восхищайся, хочешь - сочувствуй ...

Современное образование (наследие прошлого)

Начетничество, механическое, некритическое, без понимания сути приобретение знаний являлось основным методом дореволюционного массового образования.

(Конечно, если "массовым образованием" можно назвать ситуацию, при которой к концу 19 века в России насчитывалось 180 гимназий...)

Изменилось ли что-то за полтора века (кроме количества гимназий)?

... Я не думаю, что учителя элитной школы были полными идиотами (людьми, страдающими крайней степенью слабоумия), а дворяне, помещавшие своих детей в тот дорогостоящий пансион - дебилами (людьми, страдающими легкой степенью слабоумия)

Мне кажется более правильным

  • учителей отнести к разряду дебилов,
  • а родителей - дворян характеризовать как недалеких простачкoв, не умеющих думать и оценивать реальную жизнь на основании фактов,
  • и потому одураченных рекламными обещаниями учителей.

    Где скрывается смысл?

    Я вынужден признать, что моя оценка французских текстов, заучиваемых детьми наизусть, как "бессмысленных" не выдерживает критики smile... Конечно, французский язык имеет не меньше смысла, чем английский или русский ... для тех, кто его понимает.

    Для преподавателей французские тексты имели очевидный смысл. Как и метод, возможно, не самым эффективным образом, но позволявший выучить иностранный язык ... (Смотри биографии некоторых революционеров, выучивших в тюрьмах один, а то и несколько иностранных языков).

    Особенность метода, перевернувшая все с ног на голову и превратившая образование, предоставляемое в той школе, в абсурд состояла в том, что учителя "заходили не с той стороны".

    Для детей абстрактные символы, напечатанные на бумаге, не имели никакой связи с реальностью. Потому в головах детей смысл и не складывался.

    Что не означает, что для учителей, умевших говорить по-французски, тексты были бессмысленными ...

    В обучении был пропущен критически важный этап, из-за чего оно и выглядит как исторический анекдот ... Учителя пансиона использовали метод "Восхождения от абстрактного к конкретному", тот самый метод, который яростно пропагандировал один из педагогов - разрушителей современного образования, член-корреспондент Академии педагогических наук Даниил Эльконин.

    Преподавание математики (учебник Петерсон)

    И да избави нас от лукавого,
    как и от математики Петерсон ...

    В очередной раз задаюсь я вопросами:

  • "Почему современные дети массово не понимают элементарную математику в школе"?
  • "Почему учителя и родители так часто говорят об "Отсутствии у ребенка абстрактного мышления"?
  • "И почему большинство репетиторов не способны это самое абстрактное мышление развить, хотя во многих случаях и могут натаскать ребенка для сдачи ЕГЭ?"
  • И, наконец: "Почему после успешной сдачи ЕГЭ и прохождения в ВУЗ по конкурсу столь многие неспособны там учиться?"
  • Математика - абстрактная наука.

    Но не современная ...

    Математика - наука абстрактная, поэтому преподавать ее следует исключительно "восхождением от конкретного".

    Академик Колмогоров, великий советский математик, указывал на эту лестницу абстрагирования. И советские учителя так или иначе следовали ей.

    Возможно поэтому мы имели сильнейшую в мире математическую школу.

    Современный учебник математики Петерсон

    (истоки непонимания)

    Давайте вместе взглянем на современный учебник математики Петерсон и попробуем найти ответы на заданные выше вопросы. А потом вспомним о "Заучивании французских текстов". И возможно, обнаружим нечто общее.

    Современное математическое образование : учебник Петерсон

    ... Я взял один наугад - "Учебник математики, 3 класс, часть 1" и посмотрел, как начинают учить математике 8-9 летних малышей, которые потом "Совсем ничего не понимают".

    С первых же уроков я обнаружил понятия, которые, 50 лет назад вводились несколькими годами обучения позже (когда у детей уже сформировалось абстрактное мышление):

  • "Множество и его элементы",
  • "Способы задания множеств",
  • "Пустые множества".
  • Там же я обнаружил утверждения, которые раскрыли мне глаза на статистически значимый факт:

    дети, изучавшие математику по Петерсон, когда начинается алгебра, "Не понимают математику" не хуже своих менее удачливых сверстников, а даже лучше!confused

    А в физике вообще "плывут" ...

    "Два множества равны, если они состоят из одних и тех же элементов".

    Да неужели?!.

    А как быть, например, с двумя стаканами воды, состоящей из "одинаковых элементов", но сильно отличающейся по свойствам из-за особенностей структуры?!

    Математика - царица наук.

    Но, к сожалению, не современная ..

    Современная школьная математика - царица наук?

    "Учебник ориентирован на развитие мышления, творческих способностей ребенка, его интереса к математике", - такое заявление сделано автором в предисловии ...

    Возможно, для нее это и имеет смысл. Так же, как французские тексты - для учителей дорогой школы для дворян.

    Людмила Георгиевна, а почему нет статистики, подтверждающей это заявление?

    Позвольте мне объяснить ...




  • Заученные французские тексты оказывались бесполезными и вредными, когда недоросль попадал во франкоговорящую среду. (В мемуарах много анекдотических примеров "знания французского" дворянами-недоучками).
  • Заученные определения математических терминов и определений практически бесполезны и вредны, когда возникает потребность в решении математических задач. Неизвестных ребенку, "не типовых" или нестандартно сформулированных.
  • Сформировавшаяся с ранних лет привычка искать готовые определения, готовые ответы обескураживает горе - математиков, приводит их в ступор. А после нескольких таких "столкновений" с реальной математикой или, по крайней мере, с высшей математикой - к полному отвращению от прекрасной "Царицы наук".

    А ведь родителям кажется (как казалось и тем дворянам), что такое всестороннее математическое развитие задумывается именно для того, чтобы впоследствии ребенок понимал математику лучше.

    Или все-таки для чего - то другого?

    И все-таки, как честный человек, я должен был бы привести какие-то примеры задач, на которых спотыкаются математики - последователи Петерсон ...




    И я обязательно сделаю это в на бесплатных вебинарах о школьном образовании этим летом.

    Комментариев: 2 RSS

    Я помог школьников быстрее запомнить таблицу умножения заменив наши цифры на фыфры китайские и цифры индейцев майя!

    Это хорошо. Но математика имеет дело, в основном, с развитием мышления, а не запоминанием чего бы то ни было. Да простит меня Богиня Мнемозина, кажется. Хорошая память и хорошее мышление не имеют значимой корреляции. А в век всеобщей компьютеризации и вообще непонятно. как это монетизировать ... grin

    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.