Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Большинство из нас — это не мы. Наши мысли — это чужие суждения; наша жизнь — мимикрия; наши страсти — цитата.
Оскар Уайльд

Непонимание – хлеб репетитора

/ Просмотров: 443
Непонимание – хлеб репетитора

Я попробовал вжиться в некий усредненный образ школьного учителя, чтобы понять, почему он так странно себя ведет, почему не любит детей, легко ставит двойки в столбик, так легко срывается на крик и даже истерику. В конце концов: почему он потерял способность учить?…

Оплата за результат

… Один умный падишах платил придворным лекарям только когда был здоров.

Если бы учителям платили за то, что дети с каждым годом:

  • все лучше понимают математику,
  • более грамотно пишут и
  • со все возрастающим интересом читают,
  • то разве появились бы на педагогический свет такие безумные теории «развивающего» обучения, как Эльконинско-Давыдовская?

    Разве детей учили бы сначала писать «ёжик», потом "йожык", а в пятом классе вводили бы еще один квазипредмет: «Орфоэпику», созданную «великим русским ученым Рубеном Ивановичем Аванесовым» … «Предмет», изучая который дети учатся – то ли писать, то ли произносить название этого милого зверька еще каким-то трудно вообразимым способом. (На самом деле без пол-литры вообще непроизносимым).

    Трудности обучения: орфоэпика, развивающее обучение и репетиторы

    Но учителям платят не за результат, как всем остальным гражданам (исключая чиновников).

    Не за обученного, умного, эффективного человека.

    Учителям платят за процесс обучения.

    Право, странная диалектика получается … Ведь эффективность процесса можно оценивать исключительно по результату. И только тогда это можно назвать процессом.

    Но в образовании произошло короткое замыкание. Минуя результат процессом обучения стали называть то, что уводит в сторону от результата. То, что производит нечто совсем противоположное.

    От обучения к «развивающему обучению»

    Из обучения процесс превратился в «развивающее обучение», которое, если верить Выготскому, должно опережать развитие, быть его локомотивом и, поэтому …

    Ох уж это «поэтому»!.. Умное словечко, неизменно сопровождающее недоказуемые утверждения! Может быть всеобщий постреволюционный энтузиазм был тому виной .. Но в этой горячке теоретизирования под прикрытием весьма странных (иногда) построений Гегеля зародилось то, что впоследствии разъело российскую педагогику, разорвало на куски.

    Единичный росток сорняка, пробивающийся сквозь асфальт, поначалу вызывает умиление: «Надо же, какой упорный! Лезет, несмотря ни на что!» Но если его не выкорчевать сразу, на следующее лето он уничтожит все дорожное покрытие!..

    Не выкорчевали …

    Развивающее обучение, сорняк образования

    Более того, вослед за первопроходцами пришли последователи «прогрессивных педагогических взглядов», которые развили и совместными усилиями довели начатое до конца. Буквально.

    Почасовая оплата за разумное и доброе: хлеб репетиторства

    Репетитору платят за часы, а учителю за то, что он ходит в школу. То есть тоже за часы.

    Остальное регламентировано, подкреплено законом и кучей подзаконных актов, методик, инструкций, отчетов. Придраться не к чему.

    За исключением непонимания.

    Но … непонимание, как я сказал – хлеб репетиторства.

    Марксистко-ленинская теория (та самая, которой и прикрывались светила современной российской педагогики) утверждает: для того, чтобы существовало производство (обучение), должны существовать и диалектически взаимодействовать средства производства и производительные силы.

    Открытым остается вопрос о:

  • Собственности на средства производства и
  • Собственности на конечный продукт

  • Кому принадлежит конечный продукт школы?

    Видите: правильно заданный вопрос более ценен, чем решение кучи «типовых задач». Он на многое открывает глаза.

    Что происходит, когда собственность на средства производства (школа и дети) и собственность на продукт производства разделены?

    Когда «производительная сила», то есть учитель, право собственности на произведенный им продукт, то есть на «Обученного ребенка» не приобретает? И когда платят ему не в зависимости от количества и качества конечного продукта, а от того, насколько точно он придерживался процесса, который контролируется «сверху»?

    О чем начинает думать такой учитель и что происходит, согласно марксистской теории, потом?

    То, что «Низы не хотят, а верхи не могут» и все последующее. В образовании произошла контролируемая революция, то есть развал, или реформа. Мы находимся именно на этом этапе «Диалектической спирали» в образовании.

    О чем думали рабочие на начальном этапе революции социальной?

    Революция в образовании, репетиторы - пролетарии

    «Грабь награбленное». Хватай то, что можно ухватить, растаскивай по сторонам. «Все вокруг колхозное, все вокруг мое. А что мое – то не тронь!»

    Приходит в школу этакий усредненный учитель …

    Тот, что сразу после рабочей смены отправляется к очередному недоученному им ученику под видом репетитора. И кладет в карман (или ложит, или засовывает – сейчас, после широкого внедрения в «развивающее обучение» фонематических и т.п. прогрессивных программ это зависит от "вариативности" конкретной программы обучения LOL ) очередную порцию денежных знаков.

  • Эти деньги и есть его продукт.
  • А ребенок - недоучка есть предмет его труда.
  • А голова учителя – его средство труда.

  • И что объективно происходит в его субъективной голове во время школьного урока? О чем он думает и каковы объективно его субъективные намерения?

    Он, видимо, думает: «Как бы мне так научить этих ребятишек, чтобы потом ни одна сволочь даже и думать не смела, чтобы нанять меня репетитором?!» cool smile

    Ха. Ха. Ха.

    Или, может быть, злится, что вынужден терять время, да еще на тех, которые даже не собираются ему платить? Мало того: еще и «права имеют», а не просто «твари дрожащие»! А их родители еще и ждут, требуют чего-то, возмущаются, даже жалуются! Отвлекают от дел!

    Объективно именно это происходит в субъективной голове современного учителя …


    Кто тут прав, кто не прав и у кого больше прав … Это системное явление и рассматривать его нужно целиком.

    Я лишь написал статью, которую начал со вполне очевидных и доказуемых фактов абсолютной бестолковости определенной части педагогических светил, которых другие, менее ярко сияющие, но не менее бестолковые педагогически светила назвали авторитетами. Авторитетами, которые если и не явились причиной оболванивания школьной программы, то совершенно очевидно непосредственно участвовали в этом развале.

    Бывший министр образования Фурсенко стыдливо говорил, что «Не он этот садик посадил». Но он неплохо за ним ухаживал. И работа этого садовника неплохо оплачивалась.

    Что касается «педагогических авторитетов» … Что же, каждый имеет право заниматься тем, что ему интересно. Имеет право ошибаться или быть правым … И каждый имеет право на собственную точку зрения.

  • Но почему в образование внедрены результаты деятельности именно тех «Авторитетов», которые очевидно и доказуемо вредны для образования?
  • И что в этом случае делать (кроме написания гневно-смешных статей)?

  • Это вопрос для умных родителей.



    Правильное понимание слов VS  точного произношения

    P.S. И еще один вопрос для умных родителей.

    Как вам кажется: чтобы быть счастливым и эффективным человеком важно уметь

  • правильно понимать точное значение слов или
  • уметь очень точно ставить ударение?
  • И если понимание важнее, то почему слово «семантика» практически изъято из школьного обращения, но зато появилось неизвестное мне ранее слово «орфоэпика»?


    P.P.S. А вот буквально сегодня я узнал еще об одном теоретическом открытии "великих русских ученых": звукописи ... snake
    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.