Я вспоминаю простой эксперимент, который мой школьный учитель провел на уроке …
… В посудину с пересыщенным раствором он бросил какую-то ерундовину: дробинку ли, песчинку ли — нечто весьма незначительное. Что тут началось!.. «Из ниоткуда» проявились, выросли буквально «на глазах» прекрасные кристаллы … Будто невидимый факир взмахнул своей волшебной палочкой …
Кристаллы состояли из все той же субстанции, но как разительно отличались они по форме и свойствам!
Я вспоминаю и другой «эксперимент».
Советский Союз — мировая супер держава … Кто мог тогда подумать, даже представить, что он рухнет так быстро и так одномоментно?! Даже наши заклятые друзья из ЦРУ, говорят, оставляли нам еще лет 25 — 30 … Рухнул же!..
Современная система школьного, да и не только школьного, образования ассоциируется у меня с пересыщенным раствором. Он по виду ничем не отличается от обычного, однако потенциально готов к быстрым, даже драматическим изменениям.
Современная школьная система пересыщена глупостью.
Она неспособна обеспечить хоть какой-то позитивный результат. И именно это вселяет надежду.
Мастер, у которого я учусь, говорит «Дойдя до предела, Вы меняете направление». Также, как, например, алкоголик получает шанс выбраться из пропасти, когда достигает самого дна …
Однако — нужны точки кристаллизации. Никто не способен сказать — какие именно и в каком количестве. «Эффект бабочки» не прогнозируем, однако могущественен.
Больше похоже на Жизнь …
Я подумал: что, если я смогу помочь сотне — другой родителей предоставить своим детям образование, отличное от того, что предлагает современная школа? Станет ли это той «незначительной ерундовиной», которая вызовет процесс кристаллизации? Спровоцирует необратимые и драматические изменения в системе образования?
Ну, хотя бы в отдельно взятой семье…
Не знаю. Как не знает этого никто. Будущее неопределенно.
Но мне нравится думать, что я способен помочь некоторым из тех, кто еще не успел перейти точку, которую физики и некоторые психологи называют «точкой невозврата».
Имею право так думать.
И так действовать.