Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Чем проще человек выражается, тем легче его понимают.
Фенимор Купер

Математика в школе: иллюзии обучения и реальность непонимания

/ Просмотров: 1390

Если Вас действительно интересует, почему дети не понимают математику в школе, то рекомендую проследить за основной мыслью этой статьи.

… Социальная система Российского государства покоитсяdowner на двух китах:

  • медицина и
  • образование.
  • Обе уже не бесплатны, обе не столь эффективны, как могли бы быть - чем обе и расстраивают нас.

    Если забыть пока о коррупционной составляющей, замешанной на чиновничьей тупости, то можно заметить, что и в медицину и в образование «встроена» одна и та же методическая ошибка…

    Медицинская статистика …

    Вице-президент РАМН Александр Баранов 7 сентября 2015 г. на форуме ОНФ "За качественную и доступную медицину!" привел следующую статистику:

    «…На одного ребенка в России в среднем приходится более двух хронических заболеваний. … Болезни, сохраняющие тенденцию к росту:

  • новые образования,
  • эндокринные болезни,
  • патологии репродуктивной системы,
  • болезни глаз».
  • Если Вы, хотя бы в общем, осведомлены, как функционирует человеческий организм, то видя эту статистику, Вы понимаете: здоровье нации разваливается на глазах (которые к тому же, плохо видятcheese).

    Для справки: «Хронические» заболевания, на простом языке – это заболевания «Неизлечимые».

    И еще: «В среднем» означает, что если Ваш ребенок здоров, то у соседа неизлечимых заболеваний более 4 …

    .. И статистика школьная

    Школьное образование также разваливается …

    Согласно данным международной программы PISA «только 36% 15-летних учащихся российских школ обладают достаточными навыками чтения».

    Высокий же уровень грамотности (понимание сложных текстов, критическая оценка информации, формулирование гипотез и выводов) продемонстрировали только 2% (ДВА процента) детей.

    У меня нет официальной статистики понимания детьми школьной математики, но есть достаточный опыт собственных наблюдений.

    Если так называемую «Входную контрольную» по математике в 3 классе решил только мой сын …

  • При том, что этот тип примитивных задач дети совершенно тупо долбили в течение минимум года.
  • При том, что «Заядлый» отличник заплакал, увидев листок с заданием, потому, что …
  • «Натаскивание» - это не тот метод, который позволяет информации надолго задержаться в голове.

    Закон Архимеда – Буторова отлично «Работает» при объяснении таких «результатов»: как в медицине, так и в образовании. И это не шутка.

    «Но какая связь между чтением и математикой?», можете спросить Вы.

    Следите за мыслью дальше.

    Как лечат …

    В основе официальной медицины лежит так называемый «Синдромиальный подход». Говоря проще, по некоторому набору проявлений врач диагностирует заболевание и лечит его.

    Иногда это работает неплохо: например, в хирургии или при лечении инфекционных заболеваний. Однако …

    Сообразите: сам термин «Хроническое» говорит о том, что врачу не удается добраться до причины. Он лечит следствие, подобно тому, как я в деревне вынужден периодически скашивать траву: она хронически вырастает недели через 3grin

    … Так и учат

    Нечто здравое подсказывает мне: не может быть, чтобы дети так массово не понимали школьную математику! Ну не может – и все! Такого не было, когда я учился в школе, и может быть, когда Вы учились – тоже не было.

    И никогда не было так, чтобы восьмиклассники не умели читать! Просто не было.

    Следовательно, нечто кардинально изменилось в самой системе образования.

  • Способность читать «опустили» посредством
  • внедрения «Развивающих методик» Эльконина – Давыдова с их «Фонетическими программами» и «Озвучиванием графических символов».

  • Способность понимать арифметику(которая теперь гордо именуется «математикой») опустили ... Здесь более сложный набор причин, начиная с исключения счетных палочек и заканчивая разрушением логики предмета.
  • Возможно, неспециалисту это покажется несущественным: «Подумаешь – палочки! Сейчас век всеобщей компьютеризации!». Но если Вы понимаете, что такое «Абстрагирование», то поймете, что это равносильно выбиванию табуретки из-под ног …

    «Хорошо, но при чем тут чтение?», спросите Вы опять.

    Следите за мыслью.

    «Почему ребенок не понимает математику?»

    Если попросить родителя объяснить, что это значит: «Не понимает», то в 98% случаев мы столкнемся с тем, что он (она) не понимает, что значит «Понимание». И не думайте, пожалуйста, что я играю словами.

    Ребенок приносит «плохие оценки», потому, что «Не умеет решать задачи». Следовательно, он не понимает математику. Выглядит логично.

    «Он что – действительно не может вычесть 8 из 15?»

    «Нет, конечно, это он может …»

    «Тогда что это значит, что он не умеет решатьзадачи о лютиках и ромашках, если все, что там нужно сделать – это вычесть однозначное число из двузначного?».

    Вот то это и значит, что он не понимает, что из чего ему нужно вычитать!..

    То есть он не понимает смысл задачи, «не понимает условий», поэтому и не может получить решение.

    Проще говоря, он не умеет читать.

    По странному стечению обстоятельств, дети, умеющие читать, понимают и математику в начальной школе тоже. Но:

  • не путайте скорость чтения, которую только и тестируют в начальных классах,
  • с умением грамотно читать.
  • Простите, господа Эльконин и Давыдов, но Вы совершенные лохи: чтение не является озвучиванием графических символов.

    Чтение – это понимание смыслов.

    Поэтому, если Ваш ребенок учится читать по «Фонетическим программам» - а он учится именно по ним – можете забыть о понимании и вспомнить об официальной статистике неграмотности.

    Чтение и математика

    Чтобы решить задачу, нужно понять условия. А для этого нужно уметь грамотно читать. Все очень просто.

    Но школа читать не только не учит – она разрушает эту способность на корню! (См. статистику).

    А разрушив корень, мы можем не беспокоиться о растении: оно не вырастет. (В отличие от «хронически» прорастающей у меня на участке травы – ведь при скашивании я не трогаю корни:grin).

    Казалось бы, решение проблемы понимания математики очевидно: нужно сначала научить ребенка читать?!

    Но не все так просто …

    Кто сегодня учит наших детей? И по каким методикам?

    Как научить понимать?

    Самый распространенный «метод» состоит в том, чтобы говорить ребенку: «Старайся! Читай внимательно! Не бубни, как пономарь, старайся понимать прочитанное!».

    Как если бы молодому боксеру тренер, вместо того, чтобы

  • «разложить» движение на составляющие,
  • отработать каждое,
  • чтобы однажды они смогли сложиться в единую картину удара
  • будет настойчиво повторять: старайся бить правильно! И каждую неделю измерять силу удара и ставить оценки, не обращая внимание на технику …

    То, что чтение – привычный (для некоторых взрослых ) навык, не значит, что научить действительно грамотно читать просто.

    Не верите? Попробуйте.

    Репетиторство: обмылок образования

    Обычный путь, по которому двигается большинство родителей: нанять репетитора по математике. Того самого учителя, который не смог научить ребенка понимать математику в урочное время.

    Для большинства это кажется логичным. Потому, что большинство не понимает математику и не умеет читать. И думать, естественно, тоже не умеет.

    Как работает репетитор?

    Так же, как врач, который «лечит» хроническую болезнь: лечит, но не вылечивает, потому, что не ищет причину.

    Если ребенок не понимает, как вычитать лютики из ромашек – будем натаскивать его вычитать лютики из ромашек. И натаскаем, что самое интересное …

    Однако, когда придется складывать фиалки с розами … ребенок опять не будет понимать. Ну что же, натаскаем и на этот «тип задач».

    Business must go on.

    Репетиторы так работают по двум причинам:

  • Потому, что большинство по-другому не умеют;
  • Потому, что большинство родителей именно это от них требует.
  • Какую музыку заказывают – ту им и играют.

    Так что же делать?

    Думайте сами.


    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.