Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Надежды — сны бодрствующих.
Платон

Развитие способностей ребенка: ограниченные возможностями

/ Просмотров: 1059
Развитие способностей ребенка: ограниченные возможностями

Значительная часть выпускников школ, успешно сдавших ЕГЭ, набравших необходимое количество баллов и прошедших в ВУЗ по конкурсу ... не способны там учиться.

Они

  • либо бросают учебу,
  • либо переводятся с бюджетной формы обучения на платную,
  • либо "вытягивают" успеваемость через взятки.
  • Второй и третий пункт по-существу слабо различимы.

    Это факт.

    Но если мы захотим увидеть причину, то копнув глубже обнаружим, что

    большая часть армии неудачников широко пользовалась услугами школьных репетиторов. Репетиторы сумели натаскать некоторых из них на сдачу ЕГЭ, но не смогли научить учиться. Побочным (побочным ли?) продуктом их обучения стала "Выученная беспомощность". Люди, неспособные к достижению собственных целей. Неспособные даже учиться ...

    Но как же так?

    Школьное образование направлено именно на развитие способностей ребенка ... Или нет?

    "Обучение - целенаправленный процесс ... овладения знаниями,
    умениями, навыками ..., развития способностей,
    приобретения опыта применения знаний в повседневной жизни и формирования ... мотивации получения образования в течение всей жизни"
    (ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
    Ст. 2. п.3)

    Что-то не срастается?

    "Вокруг да около":

    самый короткий путь к пониманию

    Почему же я продолжаю ходить вокруг да около, вместо того, чтобы просто описать более простой и эффективный подход к обучению?

    Но я его и описываю ... только иным способом.

    ... Не сориентировавшись на местности, мы не способны определить правильное направление, как бы ни старались.

    Не узнав, как устроено современное образование большинство родителей не способны нанять подходящего репетитора. Потому, что исходят из предположения: мой ребенок - неспособный ...

    Хотя, по правде говоря, неспособные, чаще всего, сами школьные учителя и репетиторы ...

    Но даже это утверждение не совсем верно:

    неспособности детей генерируются самой системой образования.

    Два способа учиться

    Лет тридцать тому один настоящий учитель указал мне на две возможности в обучении.

    Позже для себя я определил их (очень условно) как "Западный" и "Восточный" методы обучения.


    "Западный" подход обеспечивает быстрые и сравнительно легко получаемые результаты. Но позже заводит в тупик. Платой за быстроту и легкость является привычка думать шаблонно и неглубоко, а это нежизнеспособно и неэффективно в длительной перспективе. Метод не только не развивает способности, но и ведет к деградации.


    "Восточный" метод поначалу кажется медленным, неконкретным, сложным и неэффективным, в точности, как этот сайт. cheese Однако в длительной перспективе он гораздо более жизнеспособен, потому что изначально ориентирован на развитие способностей ребенка.

    У каждого метода есть и плюсы и минусы - иначе оба исчезли бы с образовательного небосклона.

  • "Западный" метод хорош для "раннего" развития, "школ молодых гениев". Он гарантирует завистливые взгляды других (недалеких) мам и хорошие оценки в начальной школе (последнее - не без слез и затрат на репетиторов).
  • "Восточным" методом обучались все известные в Истории люди, которых мы называем "Способными", "Талантливыми" и даже - "Гениальными". Те, на кого в детстве школьными учителями и "другими мамами" был навешан ярлык "Неспособный ребенок", "Ребенок с задержками развития". Те, кто получали в школе плохие оценки и не могли поступить в университет с первого раза. Или вообще туда не поступали.
  • Но ... вскоре они превращались в Авторитетов, на которых ссылаются школьные и университетские учебники, а также учебники бизнес-школ. Учебники, по которым предыдущее поколение неудачников готовит новую порцию себе подобных ...

    Примеров на сайте достаточно.

    В книге "Скрытые причины и парадоксы детского непонимания" я касался двух подходов к обучению. Позже обсудим, как это отражается на развитии способностей ребенка, а сейчас рассмотрим еще одну математическую задачу. В отличие от "задачи о блинчиках" - повышенной сложности.

    Решение задач по математике

    развивает способности ребенка?..

    "Здравый смысл - это сумма предубеждений,
    приобретённых до 18-летнего возраста"
    А. Эйнштейн

    Следуя здравому смыслу, который иногда подводит,grin можно предположить, что более сложные задачи:

  • либо развивают способности ребенка быстрее и эффективнее,
  • либо развивают способности более высокого уровня.
  • Иначе зачем усложнять?

    Условие задачи:

    От прямоугольника (размеры даны на рисунке) отрезали два треугольника (на рисунке заштрихованы).

    Вопрос:

    требуется разрезать получившийся многоугольник на две части таким образом, чтобы можно было восстановить прямоугольную форму.

    Я не хочу, чтобы Вы решили эту задачу. Я предлагаю попробовать ее решить. Почему?

    Потому, что если Вы заранее не знаете ответ, то просто не сможете этого сделать.

    Решение задачи по  математике

    Более того, я думаю, что ее не смогут решить 95% профессиональных математиков. И в этом нет ничего зазорного или необычного.

    Эту задачу решат, например, специалисты по топологии или смежным областям математики. Возможно, некоторые заводские технологи заготовительного производства, занимающиеся раскроем металла ...

    Естественно, я сам попробовал решить эту задачу, но в течение 10 минут смог найти лишь правильный подход, но не решение. Приходится признать, однако, что "метод" и "решение" это не одно и тоже ... LOL

    Тогда зачем пытаться?

    Чтобы увидеть:

  • способ, путь, метод решения - не то же самое, что известный ответ;
  • школьный метод обучения не работает, потому что он принципиально неверен.

  • Не странно ли, что многие дети решают школьные задачи легче, чем их родители?

    Не говорит ли это о том, что школьное обучение не создает способности, а "гасит" их?

    Научившись "решать", запомнив ответы десятка "типовых" задач мы не развиваем способность решать задачи: одиннадцатая "типовая" задача приводит нас в состояние ступора ...

    "Память слишком ценное орудие, чтобы тратить её на пустяки.
    Из моих 68 лет я потратил, по меньшей мере, сорок на то,
    чтобы забыть заученное или прочитанное,
    и то, что мне это удалось,
    придало мне душевной бодрости"
    Э. Ласкер,
    шахматист и математик,
    2-й чемпион мира по шахматам


    И, поскольку я хочу поддержать умных родителей (не тех, кто стремится к "раннему развитию способностей ребенка"), я снова объявляю "конкурс".

    Если Вы захотите перешагнуть через чувство ... (нехорошее, прямо скажем, чувство), возникающее при столкновении с неизвестным ... А воспитание и обучение ребенка - всегда столкновение с неизвестным ...

    Короче:

    если Вы опишите свой подход к решению этой задачи, способ думать о ней, объясните логику возможного решения, то я проконсультирую - совершенно бесплатно - по любому интересующему Вас вопросу обучения и развития способностей ребенка в начальной школе

    Предложение действует до момента опубликования разбора решения задачи на сайте smile

    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.