Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Молчание — добродетель дураков.
Ф. Бэкон

Аристотелева логика или правдоподобно-неэффективное образование

/ Просмотров: 1558
Аристотелева логика или правдоподобно-неэффективное образование

Сложно говорить и, тем более, критиковать Тех, чьи портреты украшали стены класса в средней школе ...

Тем не менее, иногда лучше это сделать. Для собственной пользы.

Аристотеля интересовала Истина.

Аристотелева логика имеет дело с Истиной, которую мы вряд ли когда-нибудь постигнем. По крайней мере, пока действует современная система образования.

100%-гарантия.

Фалес Милетский

Однако, Аристотель не был единственным греком, который занимался философией. Реальность пытались осмыслить и представители других философских школ. cheese

Более скептически настроенных философов больше интересовала не абсолютная "истинность" или "ложность" логических конструкций, а, скорее, применимость их философии. Они стремились не столько постигнуть Истину, сколько обнаружить простые и полезные подходы (так называемые "эвристики).

  • Известно, например, что некто Фалес Милетский, философ и математик, применив свои философские взгляды на практике, за один сезон созревания олив стал очень богатым человеком. После чего вновь углубился в постижение Реальности.
  • Рене Декарт

  • Известно, также, что некто Рене Декарт также был сторонником философии скептицизма. Что не помешало ему наследить в современной математике (выражаясь более философски: "Внести скромный вклад в развитие математики.grin
  • Мне кажется, что нам требуется философия именно такого рода.

    В отличие от "философских" построений г-на Эльконина с со-учениками, построивших лестницу восхождения "От абстрактного к конкретному", внесшего, таким образом, посильный вклад в разрушение школьного образования.

    Даниил Эльконин

    Тезис: "Если практика противоречит теории - тем хуже для практики" иногда перестает нас устраивать.

    Из практических соображений.

    Как не устраивал он никогда сторонников скептического подхода в философии.

    Говоря совсем просто: мне сильно по-барабану, что себе думают школьные светила. Меня интересует полезный выхлоп. Но в школе я сталкиваюсь, скорее, с побочными продуктами их профессиональной жизнедеятельности.

    Логика правдоподобия выглядит логично, поэтому незаметно - гипнотически приводит нас к контр - выживательным последствиям.

    Пример: школа.

    Выглядит правдоподобно, но ни фига не работает ...

    Примеры ложных подходов в школьном образовании, которые выглядят правдоподобно, но практически бесполезны и/или вредны.

    Исключение из методики обучения азам математики счетных палочек,

    запрет использования пальцев (можно использовать только для ковыряния в носу).

    Методики принуждения, выключающие естественные механизмы формирования абстрактного мышления, замещающие их запоминанием математики.

    (Например, "счет через десяток").

    Методическая (опять же) путаница между понятиями "математическая логика" и "остроумие, сообразительность". Подмены изучения математики решением шарад, головоломок, "магических квадратов" raspberry

    (Курс математики Петерсон).

    Фонематические программы Эльконина - Давыдова, исподволь формирующие у детей уверенность, что слова - это не символы понятий, а почти что - музыкальные ноты.
    Отождествление изучения иностранных языков с изучением грамматики вкупе с запоминанием (опять - запоминание!..) иностранных слов.
    Отождествление оценок, выставляемых учителем, и уровня понимания предмета. Формирование ложных ориентиров в обучении.

    Польза VS правдоподобия

    Как я уже говорил:

  • не все, что написано "умными" словами научно, и, тем более, полезно. (См. труды Д. Эльконина)
  • Не все, что написано с юмором является шуткой и не может быть полезным по-сути.
  • Дэвид Юм

    Какую пользу можем мы извлечь из критики философии Аристотеля? cheese

    Такие скептики, как, Д.Юм, К.Поппер, А.Эйнштейн утверждали, что истинная наука развивается путем отрицания, а не путем сложения.

    По их мнению. все научные теории являются лишь догадками, а не Истиной. А критерием их временной истинности является исключительно опыт.

    Если нам не удалось опровергнуть некоторую теорию, мы можем использовать ее на практике. Временно.

    Альберт Эйнштейн

    Среди конкурирующих гипотез предпочтительнее та, что дает на практике лучшие результаты.

    Теперь вернемся к школьному образованию

    Мы только что говорили о подходах, которые, пройдя апробацию, очевидным образом зарекомендовали себя, как не работающие.

    Нам с Вами известны и другие подходы к обучению математике, словесности и иностранному языку. Не абсолютно истинные, но работающие лучше.
    Например (именно, например) школьные методы 40 - 50 летней давности.

  • Какой вывод сделал бы из такой логики последователь Аристотеля?
  • И какой вывод сделал бы скептик?
  • И кто из них обучил бы своего ребенка лучше?
  • Как применить это в обучении ребенка?

    В школе нас философии вообще не учили, а в ВУЗе мы ее "проходили" (в основном - мимо). Поэтому большинство из нас философию не понимает: равно, как и ее родную сестру - математику.

    И в вопросах методологии обучения, поэтому, "плывет". Даже слов таких опасается ... cheese

    "Правильная методика" - это просто верное направление. Которое, даже при отсутствии некоторых конкретных деталей, позволяет не влезть в болото.

    Как скептический подход может помочь в обучении?

    Давайте пойдем "от обратного".

    1. Как случилось так, что дети массово перестали понимать столь простой (в рамках школьной программы) предмет?
    2. Что именно привело к этому массовому, то есть статистически значимому феномену?

    Очевидно, что если мы выявим хотя бы некоторые ятрогенные (то есть повреждающие) воздействия, то:

  • по крайней мере, получим шанс в будущем не усугублять ситуацию:
  • сможем устранить эти вредоносные элементы, чтобы в будущем ситуацию улучшить.
  • Большинство, "попав" в проблемную ситуацию, начинает думать:

    "Что же делать?!".

    Но решение проблемы состоит в том, "Чего делать не следует"

    Или, как сформулировал один из великих скептиков:

    "Ни одна проблема не может быть решена
    на том уровне сознания, на котором она создана"
    А.Эйнштейн

    Это кажется "слишком общим", непривычным, "слишком простым" ...

    Но это именно тот подход, который работает.

    Подумали, что опять - слишком обще?

  • Но вот конкретный пример из жизни.
  • Я знаю одного мальчика, третьеклассника, который совсем не тупой.

    Но он "не понимает математику"

    Как и всем его соученикам, ему запрещали учиться считать на палочках. Тогда он стал использовать пальцы. Учительница заметила это и запретила.

    Тогда мальчик догадался, что считать можно по линейке cheese.

    Вскоре опытная учительница заметила и отобрала у него и это наглядное пособие.

    Тогда "тупой" grinученик догадался, что можно считать по какой-то шкале, висевшей над классной доской ...

    Я также слышал разговор этой учительницы с няней мальчика (тоже учительницей, из соседней математической гимназии - не шутка) , которые договаривались совместными усилиями пресекать "методически неверные попытки" "тупого" мальчика освоить азы математики.

    Да,... если бы это было смешно ...

    Понимание достигается с большим трудом, в течение многих лет. А действия часто выглядят очень простыми, иногда примитивными - но дают результат.

  • Например,
    если в первом классе сделать так, чтобы ребенок освоил числовой ряд правильным образом, то потом он будет понимать математику. А если нет - то можете хоть с бубном приплясывать под аккомпанемент г-жи Петерсон.
  • Аналогичным образом,
  • если объяснить ребенку в 1-2 классе, что оформление задачи должна облегчать решение, а если этого не происходит, то следует разделить эти два процесса: сначала решить задачу эффективным образом а потом оформить "как положено".

    Тогда у ребенка в начальной школе просто не может быть проблем с "математикой" ...

    ... Конечно, детали также имеют значение,.

    Недостаточно понимать "Что делать", следует также понимать "Как" и "Почему".

    Но для людей, обучавшихся в "Старой" школе и имеющих высшее образование это разрешимо.

    Если нет - идите за деталями к тому, кто их знает. Тогда Вы будете знать, что именно Вам нужно ...

    Это одна из главных причин, по которой я веду этот сайт, а не просто "рекламирую образовательные услуги".

    Игра с открытыми картами.

    На сайте уже написано несколько статей, "отсекающих лишнее". Пользуйтесь. Или/и обращайтесь.

    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.