«Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым»
К. Маркс «К критике гегелевской философии права»
«Еще ни один надутый индюк не эволюционировал в Человека»
В. Буторов
В естественных науках это называют «анализом».
В гуманитарных дисциплинах именуют «критикой или критическим разбором».
И критика также отличается от очернительства, как Небо от Земли.
И я был бы последним занудой, если бы стал доказывать, что это так.
… Для затравки: все великие писатели, философы и психологи были великими критиками. Почему?
— «Не все!», — справедливо заметит вдумчивый читатель, — «А Пришвин? А Даррелл?»
— «Они оба были писателями – натуралистами», — отвечу я. — «А гармония Природы совершенна. Каждый ее солист исполняет свою партию в хоре мироздания с восторгом и упоением. Там нечего разбирать: там все на своих местах и все чудесно работает. Природу можно только живописать и восхищаться ей»
Мой же сайт – о школьном образовании, А много видели Вы школьных учителей, спрошу я Вас, с упоением и восторгом проводящих свои уроки?
Да что Вы говорите! Неужели есть и такие!?
Конечно, есть. Вы, наверное, вспомнили А.С. Макаренко или В.Ф. Шаталова? Да, великие Учителя, великие Люди, я преклоняюсь перед ними … Известно, что их главными врагами были … школьные учителя! И это, к сожалению, не шутка. Сбоит именно система. Это не проблема отдельных учителей – самых бесправных людей в системе школьного образовании.
Справка из Википедии: "Критика: искусство разбирать.
Рассмотрение, выявление противоречий, ошибок.
Проверка достоверности, подлинности"
Любая деятельность подразумевает периодическую инвентаризацию, то есть систематическое описание имеющегося в наличии с целью определить:
-
Что есть
-
Где лежит
-
Что годится к употреблению, а что следует утилизировать
Без инвентаризации или критического разбора, склад полезных вещей очень скоро превращается в кучу бесполезного хлама. В точности, как современное школьное образование.
В науке разгребание «мусорных куч» происходит непрерывно. Все великие умы — великие критики. Они перетряхивают накопленные взгляды, раскладывая их более упорядоченным образом.Отсекая лишнее, они обнаруживают скрытое, обнажают правду, создают более реалистичное восприятие действительности. Они помогают нам становиться лучше.
«Куча» всегда плохо работает. Но если что-то работает заведомо плохо, как, например, школьное образование, критика жизненно необходима. Это сугубо выживательная деятельность по отделению работающих взглядов, теорий и методов от тех, что мешают развитию.
Почему мы так болезненно воспринимаем критику
Механизм критики сродни механизму создания власти.
В политике это происходит «в лоб», вплоть до вооруженных конфликтов.
В других сферах человеческой жизни, включая и школьное образование, власть создается «выведением на чистую воду» и представлением более широких, работающих альтернатив. Вот почему Шаталова не любит сообщество школьных учителей и обожают дети.
Оба варианта создания власти болезненны – для того, кто сопротивляется изменениям. Большинство родителей не только недовольны системой школьного образования – они страдают от нее. Но и пальцем не пошевелят, чтобы что-то изменить. Знаете, почему?
Потому, что психологически легче страдать вместе со всеми, чем изменяться вопреки большинству!
И те, кто решается на такие изменения – тот же Шаталов – для них хуже, чем кость в горле. Ведь Виктор Федорович просто взял и совершенно наглым, недопустимым в приличном обществе образом, продемонстрировал профессиональному большинству его ущербность. Это травмирует психику. И нарушает профессиональную этику. В приведенном примере – школьную.
… Мало кому из нас понравилось бы, если бы некто продемонстрировал нам, что то, чем мы занимались всю сознательную жизнь – яйца выеденного не стоит! Нельзя так …
Поэтому дураки критикуют критиков. За саму попытку критиковать.. И твердят о позитивном мышлении по версии «Тишь, да гладь да Божья благодать». Умные же навостряют уши: может чего новое узнаю?
Чем менее склонен человек к улучшению, тем болезненнее он относится к критике. Но либо мы изменяемся сами, либо Жизнь изменяет нас добровольно — принудительно. Постоянное изменение – это единственный способ сохранения. Иначе нас разрушает время. Как рассыпается на глазах система современного школьного образования. Но внешне это выглядит как упрочнение ее позиций.
Совершенно как при пластической деформации металлов.
Практическая психология: парадокс Буторова – Гриффитса (междисциплинарный подход)
Знаете ли Вы, что для того, чтобы разрушить металл, его сначала нужно упрочнить? Многократно сгибая проволоку, чтобы подвязать сгнивший на дачном участке штакетник, мы скоро добиваемся желаемого: кусок металла отламывается. Но перед изломом металл, подвергшийся многократному пластическому деформированию, заметно упрочняется. В своем дачном эксперименте чтобы разрушить металл, мы сначала упрочнили его!
В результате школьной реформы система образования заметно упрочила свои позиции. Введение одних только ЕГЭ дорогого стоит … Скоро появится единый учебник истории … В результате многолетнего «продавливания» в школьной системе накопились пластические, то есть остаточные, необратимые деформации. А жесткие системы нежизнеспособны.
Я не знаю, каким именно образом разрушится система современного школьного образования. Эволюционно это произойдет или скачкообразно. Но я знаю, что это произойдет обязательно. Жесткие и неэффективные системы разрушаются самим течением жизни.
Кстати: если бы перед тем, как наша проволока окончательно сломалась, мы сунули бы ее в печку, то вероятно, заметно отсрочили бы момент ее последующего разрушения…
А. Гриффитс, изучая распространение трещин в твердых материалах и их влияние на прочность, обнаружил много чего интересного.
-
Например, что одна трещина способна остановить распространение другой – т.н. «критической».
-
И что несколько «докритических» трещин – благо для прочностных свойств конструкции…
Не напрашивается ли тут аналогия с критикой, которая, разрушая привычное восприятие, создавая «докритические трещины» в шаблонном восприятии, является лекарством? От глупости.
Галтовочный барабан современной школы
Галтовочный барабан – это ужасная шайтан – машина. Железная бочка с насыпанными в нее железными же деталями вращается, производя страшный грохот. Целью процесса галтовки является очистка и поверхностное упрочнение деталей при их взаимном соударении.
В школьном образовании подобный процесс почему-то называется «социализацией». При «межличностном деформировании» в процессе такой поверхностной пластической обработки в детской психике происходят необратимые изменения. «Поверхностное упрочнение» усиливает ригидность психических реакций.
Монтер Мечников выразил бы это в более художественном стиле: «Дуся! Вы меня озлобляете!»
Вообще, некоторые практические психологи считают общение универсальным растворителем проблем. Не думаю, правда, что под общением они полагают лобовое столкновение и непрерывный экзаменационный прессинг.
Кстати: а кто крутит галтовочный барабан? Кто дергает за ниточки современной школьной системы? Стандартная ситуация: действительно могущественные силы чаще всего находятся за кулисами
Термо – критическая обработка психики
Термообработка способствует протеканию в металле процессов релаксации. Она излечивает металл от «старения», накопившихся деструктивных изменений и, зачастую дарит новую жизнь. Мой критически — ироничный стиль изложения является психологической термообработкой затвердевших слоев ума, устаревших шаблонов мышления и позволяет разрабатывать и использовать более эффективные методы обучения моих детей. Может случится, что это лекарство поможет и Вам. Буду искренне рад.
P.S. …Если проволоку еще не успели доломать окончательно, ее можно выпрямить, изогнув в противоположном направлении. Однако, чтобы достичь желанной прямолинейности, гнуть приходится «с запасом». Все из-за того же пластически — необратимого наследства.
-
Вот чего не понимают те, кто обижается на критику и путает ее с очернительством.
-
И вот почему психология критики внешне так избыточно — болезненна.