Математическая олимпиада «Кенгуру» последние 2-3 года потихоньку «отжимается» школьными функционерами из списка математических олимпиад. Почему? Потому, что «Кенгуру» — олимпиада международная и влиять не ее проведение изнутри школьной системы сложно. А значит именно эта математическая олимпиада объективно демонстрируют реальный уровень понимания математики российскими школьниками.
Трудно представить чиновника, стремящегося получить «независимую экспертную оценку» своей компетенции. Результаты же международной математической олимпиады, в которой может принять участие практически каждый школьник, и есть объективный индикатор понимания математики российскими школьниками.
То есть раньше мог принять участие …
Вот здесь и кроется причина «снижения популярности» «Кенгуру» в нашей стране. По крайней мере в Москве, о чем я знаю не из подобных статей, а из собственного опыта, которым здесь и делюсь.
Кенгуру: международная и массовая — странное сочетание
Будучи международной, олимпиада «Кенгуру» также является и массовой! Практически любой школьник может принять в ней участие — при желании и организационной поддержке родителей. Это коренным образом отличает это международное математическое соревнование от абсолютного большинства других подобных олимпиад, которые проводятся более кулуарно как с точки зрения отбора участников, так и подбора и оценки выполнения заданий.
Я говорю вовсе не о том, что другие олимпиады не так хороши … Но 3 года назад я столкнулся со странным и неожиданным феноменом: в гимназии, которую тогда посещал мой сын вдруг резко изменилось отношение именно к этой математической олимпиаде ….
Когда в 3 классе сын набрал 100 баллов, ему даже что-то подарили, а учителя восхищенно расспрашивали: «По каким, Ваня, учебникам ты готовился?». В четвертом же классе, когда сын снова вошел в топ победителей олимпиады, то даже поздравления от организаторов «Кенгуру» ему «вручили» тихонько, за пределами школы …
А в 5 классе … мы и вовсе не смогли принять участие в олимпиаде, потому, что …
… Такая неожиданная метаморфоза не могла не спровоцировать моего искреннего интереса: по личным каналам я выяснил, что директор отдал команду «Чтобы даже слова Кенгуру я не слышал!»
Математические олимпиады, престиж или понимание математики?
Лично мне до этого теперь мало дела: мы уже год на дистанционной форме обучения, то есть практически вышли из-под организационного диктата школы. И в этом году (уже через неделю) сын в третий раз будет решать задачи «Кенгуру» — благо, пока это возможно при совсем небольших организационных усилиях.
Зачем?
Потому, что, в отличие от чиновников, я заинтересован в «независимой экспертизе» наших с супругой усилий по обучению сына. И, как мне кажется, подобная публичная форма — максимально доступная, интересная, без излишней организационной навороченности, искусственного отбора, психологического перенапряжения — и в то же время на очень высоком уровне как раз подходит тем, кто ориентируется на понимание математики. На обучение через понимание, которое может стать тем самым «конкурентным преимуществом», о котором так много говорится в школе, но практически ничего не делается.
«Вверх по лестнице, ведущей вниз»
Роман Б.Кауфман посвящен школе. Главная героиня — учительница — в среде равнодушных коллег, безучастных к судьбам детей, нашла возможность через изучение английского реально влиять на умы и души детей. То есть обнаружила лестницу в небо, которая обычно ведёт в ад …
Я люблю яркие метафоры и использую их в обучении постоянно. Удачно найденная метафора является невидимым мостом понимания, связывающим очень разные структуры в развитии интеллекта ребенка. Структуры, которые так непросто диагностировать и без понимания которых совершенно невозможно эффективно обучать.
Та школьная учительница более полувека назад обнаружила возможность развития среди массового непонимания. Но время идет … и я обнаруживаю невозможность развития конкретного ребенка в массовой школе. «Математическая вертикаль», активно внедряемая форма обучения математике «наиболее способных» — это та самая лестница, которая точно не ведет в направлении понимания математики.
Лет через 5 это станет очевидным для многих. «Некоторым» же лучше увидеть это прямо сейчас — вот об этом я и написал это не очень логичное повествование о потихоньку вытесняемой из официальной школы международной математической олимпиаде «Кенгуру».