Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Худших везде большинство.
Фалес

Олимпиада Кенгуру 2019: как учить понимать математику?

/ Просмотров: 539

Математическая олимпиада "Кенгуру" последние 2-3 года потихоньку "отжимается" школьными функционерами из списка математических олимпиад. Почему? Потому, что "Кенгуру" - олимпиада международная и влиять не ее проведение изнутри школьной системы сложно. А значит именно эта математическая олимпиада объективно демонстрируют реальный уровень понимания математики российскими школьниками.

Трудно представить чиновника, стремящегося получить "независимую экспертную оценку" своей компетенции. Результаты же международной математической олимпиады, в которой может принять участие практически каждый школьник, и есть объективный индикатор понимания математики российскими школьниками.

То есть раньше мог принять участие ...

Вот здесь и кроется причина "снижения популярности" "Кенгуру" в нашей стране. По крайней мере в Москве, о чем я знаю не из подобных статей, а из собственного опыта, которым здесь и делюсь.

Кенгуру: международная и массовая - странное сочетание

Будучи международной, олимпиада "Кенгуру" также является и массовой! Практически любой школьник может принять в ней участие - при желании и организационной поддержке родителей. Это коренным образом отличает это международное математическое соревнование от абсолютного большинства других подобных олимпиад, которые проводятся более кулуарно как с точки зрения отбора участников, так и подбора и оценки выполнения заданий.

Я говорю вовсе не о том, что другие олимпиады не так хороши ... Но 3 года назад я столкнулся со странным и неожиданным феноменом: в гимназии, которую тогда посещал мой сын вдруг резко изменилось отношение именно к этой математической олимпиаде ....

Когда в 3 классе сын набрал 100 баллов, ему даже что-то подарили, а учителя восхищенно расспрашивали: "По каким, Ваня, учебникам ты готовился?". В четвертом же классе, когда сын снова вошел в топ победителей олимпиады, то даже поздравления от организаторов "Кенгуру" ему "вручили" тихонько, за пределами школы ...

А в 5 классе ... мы и вовсе не смогли принять участие в олимпиаде, потому, что ...

... Такая неожиданная метаморфоза не могла не спровоцировать моего искреннего интереса: по личным каналам я выяснил, что директор отдал команду "Чтобы даже слова Кенгуру я не слышал!"question

Математические олимпиады, престиж или понимание математики?

Лично мне до этого теперь мало дела: мы уже год на дистанционной форме обучения, то есть практически вышли из-под организационного диктата школы. И в этом году (уже через неделю) сын в третий раз будет решать задачи "Кенгуру" - благо, пока это возможно при совсем небольших организационных усилиях.

Зачем?

Потому, что, в отличие от чиновников, я заинтересован в "независимой экспертизе" наших с супругой усилий по обучению сына. И, как мне кажется, подобная публичная форма - максимально доступная, интересная, без излишней организационной навороченности, искусственного отбора, психологического перенапряжения - и в то же время на очень высоком уровне как раз подходит тем, кто ориентируется на понимание математики. На обучение через понимание, которое может стать тем самым "конкурентным преимуществом", о котором так много говорится в школе, но практически ничего не делается.

«Вверх по лестнице, ведущей вниз»

Роман Б.Кауфман посвящен школе. Главная героиня - учительница - в среде равнодушных коллег, безучастных к судьбам детей, нашла возможность через изучение английского реально влиять на умы и души детей. То есть обнаружила лестницу в небо, которая обычно ведёт в ад ...

Я люблю яркие метафоры и использую их в обучении постоянно. Удачно найденная метафора является невидимым мостом понимания, связывающим очень разные структуры в развитии интеллекта ребенка. Структуры, которые так непросто диагностировать и без понимания которых совершенно невозможно эффективно обучать.


Та школьная учительница более полувека назад обнаружила возможность развития среди массового непонимания. Но время идет ... и я обнаруживаю невозможность развития конкретного ребенка в массовой школе. "Математическая вертикаль", активно внедряемая форма обучения математике "наиболее способных" - это та самая лестница, которая точно не ведет в направлении понимания математики.

Лет через 5 это станет очевидным для многих. "Некоторым" же лучше увидеть это прямо сейчас - вот об этом я и написал это не очень логичное повествование о потихоньку вытесняемой из официальной школы международной математической олимпиаде "Кенгуру".

Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.