Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Людей мучают не вещи, а представления о них.
Эпиктет

О семейном (домашнем) образовании: 1-й и 2-й законы

/ Просмотров: 665
О  семейном (домашнем) образовании: 1-й и 2-й законы

Семейное образование – «окно возможностей» современной системы всеобщего образования, в которую задувает свежий ветер ...

Семейное образование лишено многих недостатков официальной общеобразовательной школы:

принудиловки, недосыпания, неэффективных, но единственно возможных в школе методик обучения … А также «социализации», на которую так упирает официальная педагогика. Возможно, она и не имеет в виду нецензурную речь и видео с тремя иксами,

распространяемое уже в начальной школе детьми по Whatsapp … Но это есть, и, по большому счету, в школах не пресекается. И не только в «элитных» школах.

Правда, я замечаю, что большинство родителей «не в курсе этого». Чтобы быть в курсе, нужно иметь высокий уровень доверия в отношениях с ребенком, который уже имеет прививку от «этого».

Много ли таких?..

У каждого явления есть «другая» сторона. Баланс. За все нужно платить. Даже за семейное образование…

Заботясь о будущем ребенка, желая уберечь его от очевидных недостатков школы, предоставив ему лучшее … нет, просто настоящее, образование, многие … нет, очень многие родители упускают из виду существенный момент …

Волшебная кнопка семейного образования

Ее нет.

Ребенок на семейном образовании

Роза – прекрасное растение, но, как известно, весьма изнеженное, прихотливое и нежизнеспособное. В отличие, например, от шиповника. Дикая роза благоухает не хуже парниковой, но несравненно более живуча и способна эффективно выживать в очень широком диапазоне условий окружающей среды …

Естественное желание некоторых родителей оградить ребенка от социальной грязи и педагогической неэффективности имеет обратную сторону: неэффективность взрослого человека, воспитанного в «инкубаторе».

В том, что я уже написал об образовании, включая и семейное, много видимых противоречий. Это естественно, и так должно быть. Настолько сложные системы, как человек, простыми формулами не описываются. Разве что, педагогическими.cheese

В воспитании и обучении нет волшебной кнопки, которую так усиленно ищут многие. Есть только понимание. Или его нет. Есть только учителя, которые понимают процесс и могут направлять его.

Или не понимают и не могут, но издают ФГОСы и технологические карты уроков, которые, предположительно обеспечивают заданный результат обучения.

Не обеспечивают.

Потому, что в обучении нет волшебной кнопки и прямых «технологических» путей.

Первый фокус семейного обучения

Один из главных фокусов обучении состоит в том, что человек должен иметь возможность ошибаться, делать неправильные вещи. Чтобы научиться чувствовать баланс, научиться правильно действовать в незнакомых условиях. А жизнь и есть «незнакомые условия», не так ли?

Первый закон семейного образования

Велосипедист должен иметь возможность «вихлять» из стороны в сторону, чтобы сохранять направление. Особенно на стадии обучения.

Человек в детстве должен иметь возможность дурачиться, валять дурака. В определенных пределах, для определения которых нет волшебной формулы.downer Чтобы не быть дураком во взрослой жизни. Это касается методик обучения, но также и «Обычной» жизни. Все педагоги, их тех, кого я знаю и уважаю, понимают это и стараются, например, не задавать слишком много на каникулы. Или не задавать вообще …

В отличие от школьной геометрии самый прямой путь в обучении – кривая, волнистая линия. Синусоида.

Существенный момент семейного образования: как обеспечить ребенку «воспитательный люфт»? Вопрос кажется простым, но на деле требует и глубокого понимания и огромного терпения. А без этого все остальные плюсы «домашки» быстро тают и превращаются в огромные минусы. Большие, чем минусы школы …

Второй фокус семейного обучения

Обучение требует осмысления и воли.

На это намекают законы термодинамики и законы психологии … Тепловая энергия от холодного к нагретому телу сама не передается. «Сам» ребенок не поймет: надо уметь до него донести то, что само в голову не лезет … Это фильмы с 3 иксами сами лезут … И прямыми запретами на это влиять неэффективно. Чем больше накопится у плотины воды, тем мощнее будет прорыв. Чуть повзрослев – все равно ведь узнают …

Второй фокус обучения состоит в том, что заменить более низкое удовольствие можно только более высоким. Но … это требует энергозатрат (все та же термодинамика), преодоления собственных слабостей. А также воли родителя.

Думаете, ребенок сам предпочтет заниматься шахматами? Проигрывать, плакать, читать книжки, чтобы все-таки научиться играть? Или станет утруждать себя спортивными тренировками вместо сидения с гаджетом?..

Вот Вам и дилемма:

как совместить первый и второй фокусы обучения в семейном образовании? Предоставить ребенку необходимый «Люфт» и, в то же время ввести дисциплину, ограничить. Да так, чтобы со временем ребенок чувствовал все возрастающий вкус к обучению, чтобы развивался, а не деградировал?

Кто-нибудь знает готовую формулу?

Возможно – педагоги со стажем.LOL

Я не знаю. Но у меня есть инстинкт понимания, поэтому я спокойно беру на себя ответственность и обеспечиваю процесс …


Семейное образование – действительно шикарная возможность. Господа – чиновники просто вынуждены были ее предусмотреть, ведь их дети находятся в том же правовом поле, что и «остальные». Но этой возможностью еще нужно суметь воспользоваться … «Свобода – это осознанная необходимость».

Свободное развитие – это всегда разумное самоограничение.

Но дети «само» ограничиваться еще не умеют. Нужно знать, как научить их дисциплине …

Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.