Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Когда Бог создавал время, он создал его достаточно.
Ирландская поговорка

Психология ошибки - 2: грамматическая шайтан-машина

/ Просмотров: 943
Психология ошибки - 2: грамматическая шайтан-машина
«Достаточно, чтобы слова выражали смысл»
Конфуций

Менее всего мне хотелось бы походить на члена оппозиции, всегда и всем недовольного …

… Мойша случайно нашел кошелек с деньгами.   Раскрыл, внимательно пересчитал купюры.

«Одной не хватает», - недовольно заметил он.rolleyes

Глубокое понимание грамматических конструкций языка необходимо, если Вы:

  • Секретный агент КГБ, «вычисляющий» шпионов и диверсантов по нескольким брошенным в метро фразам;

  • Психолог – проникающий в ядро душевной болезни пациента;

  • Переводчик, транслирующий смысл мудрых изречений президентов или красоту словоформ Поэтов;

  • Писатель или Поэт, «Зеркало души», транслирующее глубокие внутренние переживания человека в высокохудожественные образы.

Вот такими вот психологическими выкрутасами, нас и гипнотизируют в школе, незаметно впихивая ложные данные в смысловой ряд проверенных фактовconfused.

(Дело в том, что писателями не становятся, проникая в грамматические глубины .. Скорее, это область профессиональной деятельности корректоров, а это совсем другая профессия ...smile

 

«Неграмотный» писатель или «грамотный» студент?

Давайте скажем честно: многие ли Писатели или Поэты раскрыли свой творческий потенциал, изучая грамматику? Или, возможно, их шедевры – это «просто» плод особого «чувствования языка»? Способности, которую они развили, исписав сотни и тысячи страниц?

Лет 70 назад, президент Американского общества писателей – фантастов, издавший к тому времени несколько книг, проданных огромными тиражами, читал лекцию о писательском мастерстве студентам какого-то университета.

Он спросил их: «Сколько тысяч знаков вы пишете ежедневно?»

Студенты, предвкушавшие очередную «умную» лекцию по теории литературы, даже не поняли смысл вопроса.

«Чтобы научиться писать, вы должны писать. Не менее 15 – 20 тысяч знаков каждый день», - сказал он. «Иначе бесполезно о чем-то говорить».

Конечно, при таком подходе на глубокое изучение грамматических конструкций английского языка у студентов совсем не оставалось бы времени. За что тогда они получали бы свои оценки от профессоров на экзаменах?

Позднее стало известно, что никто из выпускников того курса так и не стал Писателем …surprised

Английский язык: спрос рождает предложение


«Гора родила мышь»,

причем какую-то ненормальную …

Вот Вы, может быть, усмехнулись. Но ..

Не так давно случилась у меня беседа с мамой одного второклассника. Пытаясь объяснить, почему ее совсем неглупому сыну трудно дается такой простой предмет, как английский язык, я рассказывал ей, что жесткое внешнее оценивание на ранних этапах обучения губительно. И последствия его трудно исправимы.

Экзамены по грамматике - средство искоренить успеваемость

Знаете, что я услышал в ответ?

«А откуда я тогда узнаю, как мой сын учится?»

Я сначала ошалел, а потом задал встречный вопрос.

«А откуда Вы узнаете, как растет редиска через пару дней после посадки? Не выдергиваете же Вы ее каждый день, как Карлсон - бегонию из горшка?»

«Я не сажаю редиску», ответила она.

На этом содержательная часть дискуссии закончилась: детей выпустили после пятого урока …

«Блин горелый!», - подумал я. «Вот откуда ноги растут: закон спроса и предложения работает и в школьном образовании!

И метафора «образовательно - экономического цикла Кондратьева – Буторова» была проиллюстрирована практически. Прямо у школьных ворот!..

Грамматика нереальности

Возможно, Вы подумали: писатели и поэты отлично владеют языком, на котором пишут. Зачем же я противопоставляю писательское мастерство и изучение грамматики?

Экзаменационно - грамматическая шайтан - машина

Возможно, затем же, зачем способность уверенно водить автомобиль я противопоставляю избыточно - первоочередному изучению теории двигателестроения. (А также сопромата, теоретической механики, гидро- и газодинамики. Ведь без этой «грамматики автомобиля» нам не понять, почему же все-таки эта шайтан – машина не взрывается, а везет нас по шоссе).

Поэты и писатели виртуозно владеют языком. И эта способность развивается не иначе как в процессе его использования.

Известный методолог изучения иностранных языков заметил: «Учитесь плавать - плавая, а разговаривать - разговаривая». (Бывают и умные методисты, между прочим!grin)

Глубокое понимание функций и структуры языка (то есть грамматики) может возникнуть исключительно в процессе его использования.

«В огороде бузина, а в Киеве дядька»

А в школьном курсе английского - горы грамматики.

Изучение грамматики должно стать важнейшей и первоочередной задачей при освоении английского языка в школе.

Малограмотная балерина, не сдавшая экзамен по теории

Так же, как и глубокое освоение фундаментальных положений релятивистской теории поля балериной, преодолевающей Земное притяжение в процессе тренировки «Баллона» (приема зависания в воздухе).grin

Руководствуясь Основными положениями Болонской конвенции, методистам необходимо подумать о введении в программу балетных училищ дополнительного экзамена по теории поля, без сдачи которого будущая прима квалифицировалась бы как «малограмотная» и просто не допускалась бы в балетный класс, к станку.

Как Вам такая логика?


Взгляд из будущего. Специально для тех из нас, кому кажется, что не стоит слишком умничать и тратить время на психологию и всякое там понимание сути образования. Ведь существуют «утвержденные сверху» методики, и «школа научит». В крайнем случае – «найму репетитора» или «отправлю на каникулы в Англию»

Жизнь показывает, что путь без понимания, кажущийся самым простым и очевидным, в итоге оказываются самым сложным и дорогим. Как экспресс - кредит без справок и поручителей..

Поэтому, продолжим … о психологии изучения языка

Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.