Собрал свои наработки и решил оформить их в виде курса «Как выработать у ребенка красивый почерк, а не отвращение к учебе»…
… Скоро осень Опять в школу!
… Вижу лица мам, «выпускниц» курсов подготовки к школе, с немым вопросом в глазах: и что с этим делать?
… Лица других, мам второклассников, уже побывавших «там» и нервно ожидающих наступления очередного «цикла» ..
Я, естественно, покопался в Сети, поговорил со знакомыми, в том числе психологами, и обнаружил удивительную вещь. Методики формирования правильного почерка практически отсутствуют …
Циничная мысль посетила меня немедленно: «А что,обязательно надо довести вот до этого, чтобы понять, что почерк — важен?!»
… Столько желающих «Диагностировать» и «Прогнозировать». Особенно «Судьбу» и «Карму» .
Странная ситуация, учитывая «заряженность» темы и массовость «потребителя». Очень странная. В науке с таким никогда не сталкивался.
Нет, ну кое-что, конечно, имеется …
Если хватит совести отнести к разряду методик вот это:
«Сидеть прямо, держать ручку тремя пальцами под углом не более 200 и стараться писать ровно, не вылезая за строку».
Я бы дополнил такую «Методику» транспортиром с отвесом, привязанными к ручке: для повышения точности (в сравнении с методикой-прототипом).
Вы усмехнулись? Напрасно. «Прототип» — технический термин, используемый патентоведами. Реально существует (и продается) патентованная «Методика», по которой буквы обводят по шаблонам, сопровождая это священнодействие звуком метронома. (Я бы заменил на звук бубна: веселее, громче и мозги лучше отключает).
Инженерная психология
С точки зрения инженера, такие «методики» не втискиваются в рамки использованного термина. Это можно было бы назвать «Рекомендациями». Помните, как в старом анекдоте:
— «Равви, а это поможет?»
— «Не навредит».
Если бы инженеры пользовались подобными «методиками», то мы не только не летали бы в Космос, но и ближайшую речку по мосту на телеге не переехали бы без риска обрушения конструкции.
… Школьное образование вообще страдает отсутствием работающих технологий … Но не до такой же степени! Все-таки не с железками имеем дело.
Но почему именно почерк?
«Кто неправильно застегнул первую пуговицу
уже не застегнется как следует»
Гете
«Почерк — геометрия души»
Аристотель
То, что современное школьное образование не вполне осмысленно и слабо связано с реальной жизнью… «Эта беда — еще не беда», как говорил Конек-Горбунок. Думать я своего ребенка уж как-нибудь сам научу, причем довольно легко. Школа ведь не сможет заставить его думать в определенной манере? Как говорится — ума не хватит.
Но вот относительно выражения мыслей …
То, что ребенка в школе действительно вынуждают делать — это писать. Много и быстро. (И, заметьте, слово «вынуждают» не является синонимом слова «учат»).
За почерк снижают оценки, капают на мозги — как ребенку. так и родителям. Начиная с первого класса активно формируют у ребенка синдром выученной беспомощности (о котором я писал в книге «Скрытые причины и парадоксы детского непонимания»).
И вот на эту составляющую процесса, протекающего в школе, я непосредственно влиять не могу.
«Ну и что?», — скажет кто-то.
«Пусть себе думает одно, а пишет другое. Его же не заставляют излагать свои мысли? Он выполняет упражнения, которые все равно должен выполнить».
«Блаженны простодушные». Однако мне в этом смысле не повезло.
Почерк и «мелкая моторика»
Практически все мамочки, независимо от уровня образования, знают: «мелкая моторика — это очень важно для развития ребеночка!», «Чтобы он рос умненьким и здоровеньким необходимы мелкие движения пальчиков. Потому, что это способствует развитию важных отделов мозга!». Не могу не согласиться.
Совершенно справедливо.
Поэтому ребеночку покупают красивые игрушки. рисуют с ним, играют в кубики, лепят из пластилина и складывают пазлы.
В этом ясельно — грудничковом возрасте все смотрится замечательно.
Но куда же девается эта логика, когда ребенок попадает в среду которая начинает активно его «социализировать», впечатывая в его растущую детскую головку иные, непривычные и недружественные образы?
Я скажу Вам куда: логики там никогда и не было.
Было цитирование, было копирование. Но в школе господствуют иные образы, иные «цитаты».
«Ребенок должен стараться, должен хорошо учиться, должен писать красиво«.
«Как????!!!!»
«Тремя пальцами и под углом не более 200«
Шутливо-ироничная манера, в которой я пишу о школьном образовании, является для меня средством избежать более определенных выражений.
… На днях слушал лекцию преподавателя университета, доктора физико-математических наук: он на примерах показал механизмы, посредством которых разрушена российская математическая школа. Еще 15 лет назад — сильнейшая в мире. Заканчивая свое выступление, он резюмировал: «Каким же мерзавцем нужно быть, чтобы делать это в школе!». Я так не выражаюсь: все-таки я не доктор, а только кандидат наук …
Поэтому, в течение месяца курс появится. И найдет свою «сотню — другую», которую я обозначил в миссии.
История моего почерка
… Один случай из жизни не позволяет мне оставаться объективным в вопросах красивого почерка.
… В середине девяностых, когда я начинал профессионально инвестировать в ценные бумаги, случился один урок …
В одной сделке я потерял сумму, примерно равную стоимости трехкомнатной квартиры в Москве …
… Через три месяца я вернул деньги обратно и стал успешным инвестором…
Для справки: статистически только 2% людей на бирже становятся победителями.
Вы спросите, чем я занимался эти три месяца? Наверное, углубился в изучение рынков, совершенствовал торговые стратегии?
Нет.
Я приучил себя складывать личные вещи на место и исправил сильно искривившийся со школьных времен почерк. Не скажу, что это было легко …
… Я сам не склонен верить в подобные истории. Однако эта — совершенно правдива.