Что же не так со школьным методом решения простой задачи по математике из предыдущей статьи?
Следующее утверждение покажется странным, но …
Из иллюзорного источника воды невозможно напиться, а школьным методом невозможно научиться эффективно решать задачи.
Что мы с Вами постепенно и увидим.
Увидим то, что не может понять подавляющее большинство школьных педагогов. Я готов заключить пари, что из тысячи учителей математики 990 вообще не уловят разницы. А оставшиеся 9 не смогут предложить альтернативный подход.
Куда делась единица? Это не Вы ее спрятали?
Хорошо, я смягчу выражения: об этой статистике свидетельствуют мой многолетний опыт исследования школьных методов обучения.
Чем отличается ответ от решения?
(методологический мираж)
Обсуждая психологическую ловушку очевидности мы уже задавались вопросом:
Звучит запутанно? Однако в этом есть смысл, в отличие от школьных «методов решения».
Я рекомендую Вам (а что я еще могу сделать в рамках статьи?) провести эксперимент.
Походите по страницам сайтов, где разобраны решения школьных задач — олимпиадных или просто школьных — и попробуйте сами увидеть то, о чем мы только что говорили.
Снимите школьные шоры и взглянув свежим взглядом, задайте вопрос:
«А где, собственно, метод?»
Готовые, иногда «разобранные» ответы — сколько угодно.
Большинство учителей уверено, что разбор типовых решений типовых задач научает детей решать …
Но вредная статистика неуспеваемости постоянно спорит с ними …
«Почему бы просто не описать «правильный метод» вместо того, чтобы ходить вокруг да около?» — спросите Вы.
Потому, что неправильный метод засел в наших мозгах так глубоко, стал настолько привычен, что сказать «Как правильно» —
Такой подход к объяснению противоречил бы самому духу метода — как школьные методы обучения противоречат духу понимания.
… Так дела не делаются … За многолетнюю практику я ни разу не встречал человека, изменившего привычный образ мыслей после одной — двух бесед …
А Вы?
Но я встречал многих, попробовавших на скорую руку, потерявших терпение и продолжающих бродить кругами в поисках «быстрых, пошаговых» и .. неработающих «методов»
… «Бесполезные люди», по выражению Георгия Ивановича Гурджиева …
Сложный процент постепенности …
О сложном проценте в образовании мы также говорили в статье «Великий и Ужасный парадокс образования» …
Но не так прямолинейно и не устами Авторитета …
«Если бы у меня был час, чтобы решить задачу,
я бы первые 55 минут думал над задачей,
а 5 минут — над решением«
Альберт Эйнштейн
Немного другой подход, отличающийся от напористо — прямолинейного «решения» задачи школьным «авторитетом» из предыдущей статьи.
Не находите?
Несколько лет назад, обучая сына играть в шахматы я постоянно ему «проигрывал». Но обнаружилось, что действовать в противовес собственному пониманию психологически не комфортно. (Например, подставлять ферзя под пешку).
Тогда я придумал следующий метод.
Позже, когда сын стал участвовать в турнирах, я предложил ему использовать этот метод «от обратного».
Этот простой метод управления вниманием поистине удивительные образом работает до сих пор …
2 наволочки стоят 116 р.а простыня столько же сколька2 наволочки в одномкомплекте 4 наволочки 2 простыни .сколько стоят 125комплектов постельного белья
Бо Цзюйи