Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Усердный врач подобен пеликану.
К. Прутков

Семейное образование: окно в будущее

/ Просмотров: 301

Большинство родителей, обратившихся ко мне за советом, спрашивают: какие учебники по математике я рекомендую?

И каждый раз я отвечаю: дело не в учебниках.

Например, учебник Киселева по математике - лучший. Это вам не пародии на тему математического образования в стиле Петерсон, Виленкина или даже Никольского. И так думаю не я один.

Всемирно известный математик Владимир Игоревич Арнольд несколько лет назад, выступая на конференции в Подмосковной Дубне, заявил об этом прямым текстом. Чем и вызвал бурю аплодисментов присутствующих.

Но если так, то кто и зачем внедряет в современное школьное образование совсем иные подходы?!.. В этой статье я представлю собственную точку зрения, с которой вы не обязаны соглашаться.

И чтобы не казалось, что я просто теоретизирую, расскажу о том, что я все-таки забрал младшего сына из школы на семейное обучение.

Обучающие истории или о пользе чтения

В детстве я прочитал книжку Даниеля Дефо, из которой узнал: правильные действия могут приводить к неправильным результатам. И если образование собственного ребенка вас волнует, то понять это абсолютно необходимо.

… Помните Робинзона Крузо, который чуть ли не год выдалбливал пирогу из цельного ствола дерева? Он с энтузиазмом вкалывал большую часть светового дня, «как раб на галерах». Очень похоже на обучение в современной школе, за тем исключением, что дети продолжают делать домашние задания и после захода солнца…

Чего достиг Робинзон в результате?

Когда он завершил работу, то вдруг обнаружил, что не в состоянии воспользоваться результатом и дотащить лодку до берега моря!..

Он все сделал правильно, но так и не смог покинуть остров. Он не спросил себя вовремя: «Смогу ли я воспользоваться результатами, когда закончу работу?»

Думая об образовании ребенка, стоит задать себе несколько вопросов.

  • Кто и с какой целью разрабатывает такие учебники и программы?
  • На какой результат нацелено массовое образование?
  • А вдруг общее образование преследует совсем иные цели, которые не совпадают с нашими?
  • А что, если «образовательная пирога» не доставит вашего ребенка к заветной гавани жизненного успеха, потому, что ее плавучесть окажется отрицательной?
  • Скажем проще: ваш ребенок просто утонет в волнах современной экономики под грузом такого образования.

    Государственная политика и школьное образование

    Политика интересует меня исключительно чтобы «осмотреться по сторонам» и понять: где я нахожусь? Чему и как следует учить моих детей сегодня?

    Принцип «Действуй в зоне своего влияния, а не иллюзий» очень практичен.

    Я просматриваю «информационные месседжи», посылаемым мне «сверху». Мне нравится думать, что «месседжы» посылаются именно мне.smile Как при голосовании: мой голос считается очень важным - а иначе зачем так активно завлекать меня на избирательный участок, равно, как и моего сына - в школу, втюхивая ему «современные образовательные услуги» и учебники, издаваемые заслуженным тренером по дзюдо, совладельцем издательства «Просвещение» А.Ротенбергом.

    Вот парочка «месседжей» для размышления и ухватывания сути общего образования.

    Связаны ли школьное образование и продолжительность жизни?

    По словам председателя постоянной комиссии по культурным правам Совета по правам человека при Президенте РФ Аниты Соболевой выполнение майских Указов 2012 года - «сплошное очковтирательство». Большинство зарплат учителей остались на прежнем уровне или снизились.

    Динамика средних зарплат учителей в результате выполнения Майских Указов

    Похожим способом здравоохранение «выполнило» майские Указы Президента по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, одновременно в два раза «подняв» смертность от болезней эндокринной, нервной и мочеполовых систем, от психических расстройств и от прочих причин…

    «Смертность от этих факторов за последние годы превысила средние показатели по России».

    выполнение майских Указов по снижению заболеваемости

    А ведь я уже писал об этом раньше … .

    Новые майские Указы идут дальше и ставят более грандиозные задачи:


    Указ: повысить продолжительность жизни населения, быстро и сильно

    Профессионалам, которые не смогли справиться с болезнями сосудов, предстоит проникнуть в святая святых: тайну самой Жизни.

    Причем быстро и глубоко.

    Даже если это не согласуется ни со здравым смыслом, ни с прогнозами российских (Росстат) и мировых (ООН) профильных ведомств.

    • По последнему прогнозу Росстата средняя продолжительность жизни в России к 2035 году (не 2024) повысится до 75,8 лет.

    • По прогнозам ООН средняя продолжительность жизни в России к 2050 г. составит 76,8 года, а к концу века 83,2 года.

    Рейтинг России по продолжительности жизни мужчин и женщин

    Одним из путей достижения поставленной задачи, видимо, является увеличение продолжительности детства до 30 лет. Это не шутка, а цитата из выступления Министра здравоохранения РФ.

    Казалось бы: с чего это вдруг руководству страны захотелось кардинально и невероятно быстро увеличить продолжительность жизни простых людей?

    Для получения ответа давайте проанализируем еще один «месседж».

    «Среднее»: излюбленный критерий большинства

    Чиновники любят «среднее по больнице».

    • Возможно, потому, что они слабо образованны.

    • Возможно потому, что для большинства и этот критерий – «высшая математика».

    • Возможна комбинация причин.

    Средняя продолжительность жизни в России составляет 72,5 года.

    При этом мужчины живут в среднем 66,5 лет, женщины – 77 лет.


    «Ну и к чему эти цифры?», спросите вы.

    Для сравнения с другими цифрами: для чего же еще используют цифры?..

    Активное долголетие: в школу - раньше, на пенсию - позже

    Несколько лет назад произошел пробный вброс в СМИ месседжей о необходимости увеличения сроков выхода на пенсию. Дескать, деньги из ПФР разворованы, происходит старение населения и тому подобный бред. LOL Государственные мужи на самом высоком уровне, естественно, тут же опровергли эти фейковые новости …

    Но вот свершилось: выборы позади и правительство уже готовит документы. Рассматривается две формулы увеличения пенсионного возраста: 63/65 и 65/65.

    (Для справки: нынешний общественный договор предполагает формулу 55/60).

    Что это значит практически?

    Всегда удивлялся: зачем первокласснику СНИЛС?

    Многое значит …

    Но эта статья о школьном образовании, к которому я скоро вернусь, а не политэкономическое исследование.

    «А зачем я тогда игрался цифрами?»,- опять спросите вы.

    … Если бы клиповое мышление, формируемое школьным образованием, предполагало способность анализировать данные и улавливать смысл, ну, хотя бы сравнивать «средние» значения …

    «Простые люди» такое бы тогда увидели и поняли, что … лучше и не думать об этом.

    Например:

    средний российский мужчина 1964 г.р. и младше отныне и присно и во веки веков пенсию получать не будет вообще.

    Хотя отчисления в ПФР будет продолжать исправно платить. Те же пенсионные накопления, которые он уже сделал … Ему их простят!

    Но клиповое школьное мышление исключает способность понимания. Большинство не понимает даже того, что ему суют прямо под нос.

    Это недостаточно понять. Это надо прочувствовать

    Повторюсь: лет через 5 абсолютное большинство «средних» мужчин в России будут вообще лишены пенсии.

    Почему?

    Они просто до нее не доживут.

    «В среднем», конечно.

    И вот именно для того, чтобы этот ужас не произошел, Президент в майских Указах и предусмотрел кардинальное и стремительное увеличение продолжительности жизни в РФ.

    Ведь если бы этот «сравнительно честный способ отъема денег у населения» все-таки чиновниками был задействован … Тут и до греха не далеко: социальный взрыв, потеря доверия и далее по списку.

    Но это статья о школьном «образовании», о «лучших учебниках», о семейном образовании и обучении собственных детей.

    Не «среднестатистических».

    Цена школьного непонимания

    «Туман мало-помалу рассеивался»
    Велимир Хлебников «Творения»

    Если бы школа действительно учила думать, а её выпускники обладали способностью сравнивать в уме пару – тройку циферок, улавливать смысл написанного и сказанного, то разве прокатила бы такая лажа?!

    Пришлось бы просто сказать: «Денег нет, но вы держитесь». grin

    Их давно уже нет, но мы стараемся, как можем!

    • «Но почему тогда у чиновников, депутатов, судей экономические условия существования настолько особенные

    • «В каких именно школах учат их детей, что они становятся настолько способными, что стремительно растут по служебной лестнице в государственных же структурах? Подскажите, пожалуйста, (номера, адреса) - мы тоже отдадим туда своих детей!»

    • «Расскажите, пожалуйста, по телевизору: как научиться выбирать жен так, чтобы они гарантированно становились успешными бизнесменами, зарабатывающими миллиарды?»

    «Потому, дорогие россияне, что не так все просто, как вам снизу кажется … Ну не могу я вот так взять - и посадить, уволить, расстрелять: будет еще хуже. Приходится двигаться осторожно, постепенно, руководствуясь политической целесообразностью, искусством возможного».

    Но заявить так– уже «резкое движение».

    ... Да и не очень верю я в «святость» людей, управляющих другими людьми. Власть - весьма токсичное явление...

    … Обычная школьная училка, чувствуя своё превосходство, куражится, выставляя двойки в столбик. Заходится визгливым криком на того, кто виноват лишь тем, что его или её родители в тот момент не могут заступиться. А большинство и не хотят, полагая, что это именно ребенок «неправильно себя ведет, ленится, не хочет учиться, не старается» …

    Сократим повествование до сути

    Я подумал: возможно, Сократ носил такое имя потому, что умел кратко излагать свои мысли? Я явно не Сократ …confused

    • Ясно, что деньги из ПФР разворованы.

    • Также ясно, что произошло это не в одночасье и нельзя всех собак вешать на одного человека.

    • Ясно, также, что невозможно платить деньги из того места, где их нет.

    • Ясно, что ситуация в стране такая, что «рояль из кустов» сразу выкатить не получается. Ситуация «такая» во всех смыслах: и в кадровом, и в экономическом, и в политическом, и во внешнеполитическом, и во многих других.

    • Ясно, поэтому, что «мощный прорыв» в экономике при таких начальных условиях не произойдет.

    Но также ясно – и история дает тому множество примеров – что иногда буквально из ниоткуда возникают новые переменные, о существовании которых никто не знал, которые не принимались в расчет. И тогда ситуация менялась в одно мгновение. В историческом масштабе, конечно.

    Подобное может произойти и сейчас.

    Естественно, продолжительность жизни на 6 лет за 6 лет можно увеличить только на бумаге. Равно, как и резко снизить заболеваемость от «болезней века» или повысить среднюю зарплату учителей.

    Но …

    Есть два варианта развития событий.

    • «Рояль из кустов» все-таки выкатят и начнется действительно мощный экономический рост.

    • «Рояль» так и останется стоять в кустах неопределенно долго и экономика по-прежнему будет дрейфовать в неопределенном направлении.

    Но …

    В обоих случаях будут ниши – в большем или меньшем количестве, занять которые смогут только действительно способные люди. Люди уверенные, энергичные, способные думать, анализировать, предвидеть и действовать в условиях неопределенности.

    Время статистов, даже статистов с хорошими оценками и дипломами ВУЗов, закончилось

    Потребуются люди, которые не учились в современной школе.

    Я говорю об этом метафорически: «выбросы данных», «хвосты распределений» есть везде. Но суть современной школы, «услуга», которую она сегодня предоставляет, противоречит тенденциям развития общества.

    Не просто не способствует, а именно – противоречит.

    Наконец о семейном образовании

    Глубоко проанализировав это и осознав, я и принял решение забрать младшего сына из школы на семейное образование.

    Никто не знает будущего, даже я.big surprise Но это и не требуется.

    Развитие происходит не от одной «хорошей» идеи к другой «хорошей». Если мы не знаем будущего, то откуда же нам знать – что «хорошо»!?

    Это ведь понятно?

    Развитие случается через отрицание вещей, которые не работают сейчас. И, кажется, я об этом уже где-то слышал: возможно, от Сократа?

    Сегодняшняя школа – неработающая, вредная «вещь». И развитие ребенка может происходить только через ее диалектическое отрицание (выругался, все-таки …).

    Убирая минусы, мы вносим коррективы и двигаемся в более верном направлении с бОльшей вероятностью. Даже не зная точно, какое направление правильное.

    Это ведь понятно?

    Комментариев: 3 RSS

    Здравствуйте. Давно уже писала вам, тогда еще сомневаясь в правильности выбора. Я про семейное образование, что это окно как бы в другой мир.grin, про учебники Петерсон. Так вот, пройдя муки колебаний,я все же забрала сына на семейное. Только жалею, что надо было сразу в начале 5 класса уйти. Ушли в начале 4 четверти 5 класса. Теперь уже завершаем 6 класс.red faceОльга

    Здравствуйте, Ольга,

    могу оценить Ваш поступок, потому, что знаю вопрос изнутри. Это действительно - Поступок ...

    Так складывается, что образовалась некая группа совершенно разных людей, которые озабочены образованием и собираются последовать Вашему примеру smile.

    Поэтому во второй половине июля я все-таки запускаю курс для родителей на эту тему.

    Если интересно - присоединяйтесь. Подробности будут на сайте, также я разошлю информацию по базе пользователей, зарегистрированных на моем сайте.

    Спасибо, очень интересно. Обязательно присоединюсь.

    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.