Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Ни один льстец не льстит так искусно, как самолюбие.
Ф. Ларошфуко

Как решать задачи по математике (олимпиада "Кенгуру")?

/ Просмотров: 2264
Как решать задачи по математике (олимпиада "Кенгуру")?

Решение школьных задач по математике - прекрасный повод рассказать о простом, осмысленном и более эффективном методе обучения.

... Эффективность метода обязана уживаться с его простотой - как левая рука с правой во время ходьбы. Чтобы нам не спотыкаться слишком часто.

Как спотыкаются при решении задач большинство школьников ....

... Однако, удивительно, насколько привычно - единственным стал для нас неэффективный школьный метод обучения! Поэтому просто заявить, что он неправильный .. ...

Мы не любим резких перемен.

Давайте нарисуем картину более эффективного и менее привычного будущего постепенно smile

Простая задача по математике

Простая, 3-бальная задача по математике (математическая олимпиада "Кенгуру", 2014 г.):

Условие задачи:

Аня хочет вставить цифру в число 2014 так, чтобы получившееся пятизначное число было как можно меньше.

Где она должна написать цифру 3?

Посмотрим, как предлагается решать такие задачи типично - школьным методом (пример заимствован с одного из сайтов для родителей).

Задача по математике (олимпиада

Я сделал некоторые пометки, чтобы выделить смысловую составляющую этого решения.

Давайте подумаем:

  • Что может взять на вооружение школьник, услышав такое "объяснение"?
  • Какой метод решения сможет он освоить, чтобы впоследствии решать подобные (хотя бы - подобные) задачи по математике легче и эффективнее?
  • Может быть метод состоит в том, чтобы периодически использовать "Математические" термины "Логично" и "Следовательно", эмоционально сопровождая "решение" задачи знаками восклицания?

    Я вовсе не пытаюсь ёрничать, поверьте. Просто все это настолько сильно въелось в наше "математическое мышление", что несмотря на очевидную неэффективность само отваливаться не желает, требуя хирургического вмешательства. Объяснения именно такого рода повсеместно используются в школьной (и репетиторской) практике обучения математике ...

    "Я все так понятно объяснила,

    а он(а) не понимает!"

    Обычно в книгах предлагается оставить чтение на минутку и подумать о прочитанном, прежде, чем двигаться дальше: так эффективнее. Но ведь никто этого не делает, включая и меня!grin Хотя так действительно эффективнее. Иначе мы механически проглатываем очередную порцию информационного мусора, не извлекая никакой пользы из прочитанного.

    ... Поэтому вместо того, чтобы прямо сейчас рассказать, как решая такую простую задачку стать немного математически способнее, я расскажу короткую историю.

    Уже не раз и не два ко мне обращались с вопросом:

    "Я ему (ей) все разжевала, понятно объяснила, а он(а) - не понимает, тупит. Что делать?"

    Мне видится здесь некоторое противоречие:

  • если объяснение правильное, то есть "Понятное", оно не может быть не понято. По-определению.
  • А если ребенок не понял, то, вероятно, объяснение похоже на рассмотренное выше и понятно лишь тому, кто объяснял.
  • Вы с этим согласны ?

    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.