«Европа была беременна революцией, но сделала аборт». Видимо, это стало у нее дурной привычкой. Европейское образование было беременно пониманием, но подписало Болонскую конвенцию. И теперь оно — стерилизованное, выхолощенное — еще способно привлечь внимание состоятельных клиентов, но уже не чревато более плодами просвещения.
«Многое можно увидеть просто глядя» Йоги Берра
Но мало что можно увидеть сквозь кучу хлама, оставшегося в голове выпускника современной школы. Особенно элитной. Кроме самого этого хлама.
… Характерная деталь настоящего образования состоит в том, что оно приучает видеть и замечать. И оно всегда движется по пути упрощения. И да не введут нас во искушение декорации сложных формул. Автор одной из самых сложных для понимания теорий современности заметил:«Если вы не можете объяснить что-то простыми словами 6-летнему ребенку, вы сами не до конца это понимаете»
Школьное образование: элитное, европейское, гарвардское, дребедень – дребеденьское, напротив, затуманивает взгляд человека хламом не связанных с Жизнью, застывших «фактов».
Яркий пример – т.н. эволюционная теория Дарвина. На счетах ее бухгалтерского баланса отсутствует опытное подтверждение, неизменный атрибут любой науки. Она также обладает нулевой прогностической ценностью – единственной ценностью научной теории. Дарвинизм — характерный образчик т.н. «школьного знания». Его по праву следовало бы отнести к разряду лжетеорий. Но, видимо, кому-то очень нужно, чтобы эта дурь продолжала присутствовать в мозгах «разумных потребителей».
Мул современного образования
Если Вы когда-нибудь смотрели, то конечно видели, как живуч обыкновенный бурьян, разросшийся за простой деревенской баней. Он очень эффективен с точки зрения Жизни.
И Вы также не могли не обратить внимание, насколько уязвимы с точки зрения даже небольших изменений окружающей среды т.н. культурные растения.
За «сорняками» Вы ухаживаете разве что бензиновой косилкой. Культурные же, «элитные» представители флоры Вашего огорода получают от Вас все возможные блага, и даже с избытком.
Какой странный парадокс, какое низкое коварство Природы … Кстати, уважаемый коллега, я полагаю, Вы уже начинаете догадываться, какое это все имеет отношение к теме «среднего» элитного образования.
Все же я сделаю еще пару набросков с натуры. Ведь элитарность требует особо внимательного обращения.
-
Наука, которая внедряет в школах дарвинизм, свидетельствует: этот же самый, совершенно дикий, бурьян рос за Вашей баней и миллион лет назад. А страстно окучиваемый и прикармливаемый гибридный огурец каждый год требует покупки нового пакетика семян и мешка с удобрениями. Не хочет, собака, сам размножаться!
-
Еще один представитель элитной, теперь уже фауны – мул. Дитя неравного брака осла и лошади, также не способен к созданию потомства. Даже если собрать на элитной ферме всех мулов округи обоего пола.
… Единственный недостаток вышеприведенных метафор в том, что современное школьное образование – как среднее, так и элитное – не способно к производству выносливых мулов и высокопродуктивных гибридных огурцов.
… Все тот же иронично – гениальный Эйнштейн заметил: «Теория — это когда все известно, но ничего неработает. Практика — это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает… и никто не знает почему!» Не иначе, как он имел в виду школьные методы образования.<
… Моя цель не объяснять и строить предположения, а найти работающие методы настоящего образования. И следующая главка несколько приблизит нас к этой цели.
«В теории нет разницы между теорией и практикой.
А на практике есть» (Йоги Берра)
Старая, как мир, попытка получить более высокое качество за счет отбора «лучшего». Умозрительно это представляется разумно-очевидным решением — собрать вместе:
-
Профессионалов для строительства «Титаника».
-
Учеников высокопоставленных чиновников для совместного получения элитного образования в частной школе.
-
Новейшей разношерстной информации в передовой школьной учебной программе.
Попытка настолько же старая, насколько и бесполезная.
Лучший способ ошибиться — узнать коллективное мнение профессионалов. Я обнаружил это лет 20 назад в экстремальной области деятельности — биржевой торговле. В течение года я собирал экспертные оценки ведущих специалистов о фондовом рынке. Результаты плачевные. Близкое к нулю понимание рыночных тенденций и практически нулевая сбываемость прогнозов, особенно в критических точках развития.
С тех пор мало что изменилось в лучшую сторону. И не изменится в будущем. Такова человеческая природа. И к этой ее составляющей мы вернемся чуть позже.
Элитное школьное образование: Деградация VS эволюции
Я никогда не слышал, чтобы выдающиеся ученые или, к примеру, спортсмены, организовав школу, принимали туда исключительно детей других выдающихся ученых или спортсменов. Возможно, это потому, что среди выдающихся личностей мало сумасшедших.
Но «элитноое» образования организовано именно по этому принципу. И не только в России. Элитные, частные школы, клубы и т.п. – это места, где широко представлена публика из очень узкого круга общения.
И … здесь бы опять выкатить белый рояль из кустов и включить звук барабанной дроби … Ибо тот вывод, который нам предстоит сделать, весьма неочевиден и критически важен для понимания правильного подхода к школьному образованию И это уже — без шуток.
Но к неожиданному нужно успеть хорошо подготовиться. Поэтому пока оставим рояль в кустах. До следующей статьи. Ибо скоро змея начнет откусывать свой собственный хвост.