Виктор Буторов: инстинкт понимания
Это не школа. Это образование
Худших везде большинство.
Фалес

"Собачье сердце" (немного о природе понимания)

"Собачье сердце" (немного о природе понимания)

В Давосе "Наши западные партнеры" озаботились не только обвалом финансовых рынков развивающихся стран, но и обвалом уровня образования.

  • Я надеюсь, что финансовые рынки в течение пары лет стабилизируются на "Новых достигнутых уровнях".
  • Я боюсь, что "Достигнутый уровень образования" останется стабильным в гораздо более долгосрочной перспективе.
  • Говорливый отличник

    ...Говорят, что собаки все понимают, только понимание свое выразить не могут.

    Мне не известно, откуда люди это знают ...

    Но я хорошо осведомлен о том, что у школьных отличников - все наоборот. smile И это вовсе не метафора.

    Как учат математику в школе? (На примере московской гимназии

    Математику учат путем запоминания (???) числового ряда. А чуть позже - "Методов" решения типовых задач.

    Пример:

    Как учат математике в школе

    в 1-2 классах детей настойчиво заставляют выучить "Состав числа". Чуть позже - "Счет через десяток".

    Однако, ни в первом, ни во втором, ни в третьем классе большинство детей (из тех, что учили математику, преимущественно, в школе) так и не научаются свободно и с удовольствием оперировать числами, применяя сию премудрость для решения реальных задач ...

    ...Так же, как тракторист, избыточно долго изучавший устройство трактора и его агрегатов, возможно, станет в будущем хорошим преподавателем "Тракторного дела" - но не трактористом ...

    Можно заставить ребенка выучить цифры, научить его по-разному вертеть их, переставляя с места на место... Но понимание смысла чисел, того, что обозначают цифры ...... Похоже, современная школа с этим не справляется.
    Судя по тому, что самый востребованный репетитор - это репетитор по математике, тот самый учитель, который не способен (статистически - ничего личного) научить самым простым вещам в школе ...

    ...Так же учат русский язык и литературу

    Пересказ текстов

    Класса со второго, наверное, детей регулярно понуждают пересказывать литературные тексты. Вполне определённым, школьным образом. То есть, тупо запоминая и воспроизводя заученное "Близко к тексту".

    Литература, как средство "Превращения фактов в идеи и образы", "Пробуждения добрых чувств", призванная развивать воображение, превратилась ... нет, не в способ тренировки памяти, в нечто совсем другое.

    Как учат в школе пересказывать тексты

    Как я "Заставляю" своего сына пересказывать тексты.

    "Представь, что вот это дерево нарисовали несколько хороших художников. У них одни и те же краски, они даже рисуют расположив мольберты на одном и том же месте (стоя в очередь grin). У каждого из них получится свое дерево. Это будет то же самое дерево - но у каждого - свое! И подумай: чьи творения переживут века: этих художников или наша "Реалистичная фотография", сделанная с помощью смартфона?".

    "Но нас заставляют пересказывать "Близко к тексту" ..."

    "Забудь. Объясни учительнице разницу между "Литературой" и ... Если не поймет - "Забей". Если, конечно, не хочешь стать "Реалистичным фотографом".

    Тестируем скорость чтения

    Еще один изыск школьного обучения основам русской словесности - чтение на скорость.

    Начиная с первого класса.

    И то, что казалось метафорой в начале этой статьи становится будничной школьной реальностью ...

    Почему большинство школьников (согласно официальной статистике) не умеют грамотно читать, то есть не понимают прочитанное?

    Так же, как в случае с математикой: ребенка можно научить складывать из букв слова, из слов - предложения. Можно даже научить его быстро озвучивать графические символы (Фонематические программы Эльконина, Цукермана). Но ...

    Тестируем скорость чтения

    Можно заставить первоклассника прочитать "Преступление и наказание" Достоевского, но можно ли школьным методом научить его понять прочитанное?

    Сможет ли такой ученик пересказать это произведение? Ведь пересказывать-то, по-определению, придется "Своими словами". Чувствуете, куда я клоню? Если школьные преподаватели сами утратили способность понимания (статистически - ничего личного), то что именно они могут протестировать? Уловили идею: откуда и почему берутся такие "Методики обучения"?

    Возможно ли по скорости чтения протестировать что-то большее, чем способность "Озвучивать графические символы"?

    Великая тайна непонимания ...

    Давайте соединим воедино методы преподавания математики и русского языка вкупе с литературой для того, чтобы приоткрыть завесу (а сообразительным родителям - предоставить метод) над массовым непониманием детьми такой простой, даже примитивной школьной математики.

    Если школьник не понимает:

  • значение символов родного языка, смысл текстов, написанных по-русски;
  • смысл, значение простых математических символов
  • то стоит ли удивляться что он "Не понимает математику"?


    Около ста лет назад, когда в России еще существовала своя психологическая школа, один из ее великих представителей, Лев Выготский ввел термин "Пвсевдопонятие".

    Это ложное понятие, искажающее истинный смысл (слова, цифры математического символа).

    Псевдопонятие выглядит правдоподобно, но мало чем отличаются от "Сипулек" и "Сипулькария" Станислава Лема.

    Как и школьное образование ...

    Так что же это такое: "Понимание"?..

    Если Вам понравилось - напишите, что Вы думаете об этом ...

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.