У своих детей я научился гораздо большему,
чем они (пока) успели научиться у меня.
Спасибо им за их уроки.
Однако, я полагаю, что гонка преследования
еще не окончена.
… Нам не дано избежать образования: мы окружены образами …
… Нам не дано избежать школьного обучения: это чревато юридическими последствиями
… Нам не дано избежать жизни, но мы можем выбирать путь.
Не так уж и мало, не правда, ли?
…Оказавшись в воде, мы вынуждены плыть …
Усилия будут затрачены одни и те же, однако результат — качество жизни — будет сильно разниться …
Когда я закончил писать книгу «Школа Понимания», то показал ее жене и попросил высказать свое мнение. Прочитав ее, она прокомментировала прочитанное…
Ее комментарий — это метафора образования.
С чистого листа
Жена сказала:
представь, что по-соседству живет мальчик, ему 7 лет, скоро он должен отправиться в школу.
И представь, что этот мальчик — ты сам. Как и чему ты, нынешний, стал бы учить этого мальчика?
Оригинально, подумал я. И глубоко … Все-таки не зря жена окончила МИФИ, где студента либо научат думать, либо он вылетит оттуда, как пробка из бутылки с теплым шампанским…
Этот вопрос — не вопрос, на который требуется «правильно» ответить за 45 минут…
Однако инстинктивно я попытался сделать именно это — сказать что-нибудь умное: привычка, выработанная в школьные годы.
Но я закрыл рот и стал размышлять: привычка, выработанная после школы в процессе истинного образования и самовоспитания.
Но метафоры существуют не для того, чтобы решать школьные задачи с «правильным» ответом в конце учебника.
Метафоры создаются для того, чтобы иметь множество правильных ответов.
Главная проблема с метафорами в том, что большинство людей не умеют ими пользоваться. Они приучены запоминать. Им нужен «точный» ответ, который «сходятся» с ответом в «учебнике».
Однако учебник Жизни, с ответами в котором можно было бы свериться, еще не написан. Поэтому большинство просто ходит в школу и «учится»:
Большинство не улавливает чего-то важного …
Но книгу я написал не для «большинства»…
Образование: в зоне риска
Любое вмешательство в естественный ход Жизни по-определению связано с риском. Создавая что-то, мы также что-то разрушаем.
В медицине существует термин: «ятрогенное повреждение». Врач, назначая лечение, также наносит организму определенный вред. Причем не секрет (для любого, кто дал себе труд ознакомиться со статистикой вопроса), что фактически наносимый вред очень часто гораздо существеннее пользы, которую может принести лечение.
Та же проблема существует и в образовании.
Но, в отличие от медицины, риск повреждения, наносимого образованием, пока терминологически не обозначен. (В первой же главе книги я познакомлю Вас с некоторыми данными, официальной статистикой школьного образования, от которой оставшиеся волосы встают дыбом).
… Однако «Большинство» не способно думать статистически. Оно не думает в категориях «риск — выгода».
«Большинство людей вероятностно слепы» (Н.Талеб).
Эта книга точно — не для большинства.
Она не для «квалифицированных потребителей» (с легкой руки министра Фурсенко) — странных существ, взращиваемых современной школой.
Она для «человека разумного» или, скорее, «человека действующего».
Для того, кто умеет думать, но — что важнее — действовать не потому, что «так принято», а по собственным соображениям.
Пена …
«Большинство» похоже на пену за кормой корабля.
Пена легко и массово образуется при движении чего-то более значительного и так же легко и быстро исчезает без следа.
В точности. как две категории людей.
Не каждый корабль достигает желанной гавани, двигаясь по прямой.
Но пена туда вообще никогда не попадает.
«Школа понимания»
Все так просто …
Я не вижу ничего сложного в том, чтобы обучить 98% детей школьным премудростям, тем несложным вещам, которым пытается научить школа.
Я бы даже употребил термин «Гарантированно».
Но…
Вспоминается советский фильм «Приключения Буратино». Помните, что сказал Кот, слабо разбиравшийся в математике, но обладающий природным чутьем, когда Лиса пыталась его обсчитать?
«Алиса! Ты меня не путай! А то щас в рожу вцеплюсь!»
Не стоит запутывать простые вещи, создающие «ятрогенные повреждения» в детских телах и душах.
Лучше двигаться по пути понимания.
Чтобы прочитать или скачать книгу: «Школа понимания (скрытые причины и парадоксы детского непонимания)» зарегистрируйтесь на сайте (внизу страницы кнопка «ВХОД»)
Запись только для зарегистрированных